100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Магистраль мира: к 35-летию введения в эксплуатацию Марийского участка трансконтинентального газопровода «Уренгой-Помары- Ужгород»

08.08.2018 | 33 просмотра(ов)

8 августа 1983 года состоялся торжественный митинг, посвященный радостному событию: газ Уренгоя, преодолев более 4-х тысяч километров, пришел из Сибири в Марийский край, в село Помары на газоперекачивающую станцию КС-22 – важный объект на пути сибирского газа в Западную Европу. На митинге был вручен символический ключ от компрессорной станции, который принял В. Ф. Чертилин, начальник Волжского линейно-производственного участка.

«Мы дадим людям Западной Европы наш газ точно в срок. Пусть обогреваются его теплом, пусть готовят на нем пищу: мы знаем, что пойдет он на мирные цели, на повседневные нужды людей. И пусть знают в странах Европы, что мы – за мир…», - таким словами завершил свое выступление на митинге электросварщик полуавтоматической установки Николай Михайлович Турусов.

«Уренгой – Помары – Ужгород» – магистральный экспортный газопровод (МГ), построенный СССР в 1983 году для поставки природного газа с месторождений севера Западной Сибири (РСФСР) потребителям в Республиках Союза и странах Центральной и Западной Европы.

Пропускная способность – 32 млрд м³ природного газа в год (проектная). Фактическая пропускная способность – 28 млрд м³ в год. Диаметр трубопровода – 1420 мм. Официальная церемония инаугурации газопровода состоялась во Франции. Первый газ по трубопроводу пошел в январе 1984 года.

Он введен в эксплуатацию с опережением сроков, несмотря на предпринятые администрацией США дискриминационные меры, направленные на срыв строительства газопровода.

Трубопровод проходит по 24 областям нашей страны, пересекает Уральский хребет и более шестисот рек, включая Обь, Волгу, Дон и Днепр.

Перед вами карта транзита газа из России в Европу.

Волжский и Звениговский районы Марийской автономной республики приняли на своей земле посланцев из разных уголков страны, которые возвели невиданный по своим масштабам и размаху строительный объект КС-22 в Помарах.

По призыву Ленинского комсомола сотни юношей и девушек Марийской, Татарской и Удмуртской АССР, по зову сердца прибыли по комсомольским путевкам на строительство газоперекачивающей станции. Строительство компрессорной станции «Помарская» экспортного газопровода «Уренгой – Помары –Ужгород» решением бюро обкома ВЛКСМ МАССР от 10 февраля 1982 года было объявлено ударной республиканской комсомольской стройкой.

Марийский обком комсомола направил по комсомольским путевкам 186 человек, из них 135 человек в 1983 году.

Помарская стройка стала школой труда и жизни для многих юношей и девушек.

И в том, что компрессорная станция «Помарская» введена в строй на полгода раньше намеченного плана, немалая заслуга комсомольцев и молодежи, работающих по путевкам Марийского обкома комсомола.

Те, кто имел строительную специальность, сразу же включились в работу по строительству станции и полевого городка. Образовывались комсомольско-молодежные бригады. Ребята, не имеющие строительных специальностей, были направлены на учебу в город Ижевск и Елабугу. За время работы не было случая, чтобы комсомольско-молодежные коллективы не выполняли план. Этому во многом способствовали социалистические соревнования среди комсомольско-молодежных коллективов.

Каждому строителю Помарской газокомпрессорной станции известно имя машиниста трубоукладчика Владимира Павловича Кулькова. Это его рацпредложения помогали сокращать сроки монтажа блокбоксов, каркасов производственных сооружений, сложных элементов зданий специального назначения. Это он является обладателем именного трубоукладчика, полученного в награду за труд и творчество от министра Минефтегазстроя СССР Бориса Евдокимовича Щербины.

В наладке сложнейшего технологического оборудования и контрольно-измерительных приборов, защитных устройств станции принимали участие лучшие инженерные силы производственного объединения «Союзэнергогаз». Высокие темпы работ достигнуты были на Помарской трубосварочной базе бригадой С. В. Палавина на участке, которым руководил энергичный молодой инженер Н. Т. Калиниченко.

Ударной силой инженерно-технологического потока Н. М. Фейгельмана по праву считали монтажную укладочную колонну бригадира В. А. Кадырова, которая в труднейших условиях зимы сумела досрочно положить трубы в пойменных участках Илети, на подступах к Волге.

Крупнейшую водную преграду на пути газопроводной магистрали отлично преодолели подводники Звениговского участка спецуправления подводно-технических работ № 4 треста «Востокподводтрубопроводстрой», впервые проложив в рекордно короткие сроки дюкеры диаметром 1220 миллиметров.

Всего год трудился на «помарском плацдарме» комсомольский ударный отряд во главе с секретарем комитета ВЛКСМ стройки, молодым инженером Юрием Фоминым, а успел за это время оставить здесь неизгладимый след в прекрасном комплексе сооружений, отныне представляющих собой предприятие по перекачке стремительного газового потока.

Село Помары было известно только жителям нашей республики, так как в двух километрах от поселка находится железнодорожная станция с таким же названием. Сегодня Помары известны всему миру, виновником этому послужило строительство самой крупной газоперекачивающей станции на трансконтинентальном газопроводе. На марийской земле появился еще один завод. Вместе с ним вырос современный поселок, в котором живут эксплуатационники.

 

При подготовке материала использована следующая литература:

Виногоров И. Героям наших дней / И. Виногоров // Марийская правда. – 1983. – 6 июля. – С. 3.

Гаврилов Н. На рубеж Волги / Н. Гаврилов, П. Вашкевич, В. Сидоров // Марийская правда. – 1983. – 15 июля. – С. 1.

Иванов Л. Сибирский газ на марийской земле / Л. Иванов // Молодой коммунист. – 1983. – 11 авг. – С. 1.

Кочергин В. Трасса мира / В. Кочергин // Марийская правда. – 1983. – 15 сент. – С. 1.

Кузнецов С. Магистраль мира / С. Кузнецов // Молодой коммунист. – 1983. – 29 окт. – С. 4.

Русский