100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ: К 125-летию Нартасского сельхозтехникума им. В. П. Мосолова

14.11.2018 | 4001 просмотра(ов)

Первым сельскохозяйственным учебным заведением в Марийском крае была низшая сельскохозяйственная школа Уржумского уездного земства.

В одном из живописных уголков марийской земли, на берегу реки Ноля Мари-Турекского района расположилось это учебное заведение. Богатая история, много новых хороших начинаний и добрых традиций на счету этого учебного заведения. Его называли центром культуры и всего передового. 

Здесь появились:

– первая в Марийском крае гидрометеостанция, созданная в 1905 году;

– первая теплица;

– первый «Пеледыш пайрем» (1927);

– первая пожарная дружина и др.

Официальное открытие Нартасской низшей сельскохозяйственной школы 1 разряда, названной в честь царя-освободителя крестьян Александровской, состоялось 2 ноября 1893 года. 48 выдержавших приемные испытания учащихся из 70 подавших прошение, в основном крестьянские дети, приступили к занятиям по овладению агрикультурными знаниями. Принятые состояли на полном и частичном содержании земств, сельских обществ и отдельных лиц.

Средства отпускались уржумским земством. К 1908 году материальные ресурсы были настолько незначительны, что земство поставило вопрос о закрытии школы. Учитывая значение школы, Министерство земледелия содержание школы взяло на себя.

Цель школы была определена следующим образом: дать основные познания по сельскому хозяйству вообще, в частности – по полеводству, луговодству, огородничеству, садоводству, скотоводству и пчеловодству, а также по ремеслам: слесарному, кузнечному и столярному, чтобы эти знания распространить среди населения, подготовить и хозяина, и работника для сельского хозяйства из каждого выпускника школы.

В 1897 году сделан первый выпуск из сельхозшколы:

8 пчеловодов, 1 столяр, 5 слесарей, 11 агрономов. С 1897 года по 1928 год Нартасскую низшую сельскохозяйственную школу окончили 453 учащихся: 141 слесарь, 27 столяров, 19 пчеловодов, 24 садовода и 8 скотников. А с 1929 года по 1986 год окончили 1768 агрономов, 1731 зоотехник, 26 ветеринарных фельдшера и 293 механика. Эти цифры взяты из книги А. И. Романова «Был в Нартасе техникум» (1999).

Причем, до Великой Октябрьской революции учились преимущественно дети зажиточных крестьян, чиновников, попов. После революции открылся свободный доступ широким массам крестьян, воспитанники сельхозшколы стали проводниками агрономической культуры, организаторами колхозного производства.

В 1921 году училище передали Главпрофобру, а непосредственно Марпрофобру. 6 января 1922 года училище преобразовали в техникум над первой ступенью, а с 1923 года сельхозшкола преобразована в сельхозтехникум с 4-летним курсом обучения. Позднее в Нартасский техникум были переведены Козьмодемьянская садово-овощная школа, Оршанский льноводческий техникум. Цель техникума – подготовка средних руководителей или исполнителей по отдельным отраслям сельского хозяйства со специальностью «полеводство» и распространять среди населения сельскохозяйственные практические знания.

В 1954 году Указом Президиума Верховного Совета Марийской АССР Нартасскому сельскохозяйственному техникуму присвоено имя академика В. П. Мосолова. Техникум гордился именем В. П. Мосолова. Первый академик Марийской республики закончил в 1907 году Нартасскую низшую сельскохозяйственную школу.

Выпускники техникума работают в разных уголках необъятной нашей страны. Среди них агрономы-полеводы, зоотехники, механики, агрономы по защите растений и другие. Многим выпускникам техникума присвоено звание заслуженного работника сельского хозяйства России и Республики Марий Эл, другие награждены орденами, медалями и Почетными грамотами.

Техникума нет, но он подготовил много специалистов и внес неоценимый вклад в дело подъема сельского хозяйства нашей республики и ряда других регионов России. В 1986 году присоединен к Марийскому совхозу-техникуму (с 1999 – Марийский аграрный техникум).

 

Литература:

  • Романов А. И. Был в Нартасе техникум / А. И. Романов. – Йошкар-Ола, 1999. – 104 с.
  • Турекская сторона / авт.-сост. канд. ист. наук Р. А. Бушков. – Казань: ЦОП АБАК, 2000. – С. 93-101.
Русский