100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Достояние республики: Козьмодемьянскому художественно-историческому музею имени А. В. Григорьева – 100 лет

04.09.2019 | 4248 просмотра(ов)

Козьмодемьянский художественно-исторический музей имени А. В. Григорьева часто называют «малой Третьяковкой», поскольку он обладает яркой коллекцией живописи знаменитых русских художников. Просто не верится, что эти полотна вот тут рядом, в маленьком волжском городке нашей республики. Ведь только подумать: картины И. Айвазовского, И. Левитана, М. Врубеля, И. Крамского, В. Сурикова, А. Архипова, К. Маковского, В. Поленова, А. Корзухина, К. Юона, А. Рылова, И. Грабаря, И.  Машкова, П. Корина и многих других мастеров отечественной живописи. Музей является обладателем второго в Поволжье по величине (после Казани) собрания живописи Н. Фешина.

История Козьмодемьянского музея неразрывно связана с именем Александра Владимировича Григорьева (1891-1961), стоявшего у истоков его основания. Он родился 28 мая 1891 г. в с. Пертнуры (ныне Горномарийского района) в семье сельских учителей. В 1912-1915 гг. А. Григорьев учился в Казанском художественном училище, в 1916-1918 гг. – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1919 г. он возвратился из Москвы на родину.

В 1918 г. художниками Казани была организована Волжско-Камская бесплатная передвижная выставка, которую планировалось показать в городах Поволжья и Прикамья с целью приобщения народа к искусству. Среди 40 живописных произведений  были работы русских передвижников и современных казанских художников (П. Радимова, Г. Медведева, Н. Фешина). Исследователи полагают, что основой выставки стали картины из коллекции Александра Мантеля, который принадлежал к замечательной плеяде интеллигентов-просветителей, сотрудничал с газетами и журналами, издавал монографии о художниках.  Когда картины прибыли в Козьмодемьянск, в стране началась гражданская война. В Казань вошли белогвардейцы. Неизвестно, что было бы дальше с художественными работами, которые остались на сохранение в отделе народного образования Козьмодемьянска, но осенью 1919 г. в город приехал Александр Владимирович Григорьев. Он сразу же выдвинулся в число активных работников местного края, работал заведующим Козьмодемьянским уездным отделом народного образования, способствовал открытию декоративно-художественной мастерской и художественной школы. Увидев картины Волжско-Камской выставки, А. Григорьев решил организовать в городе музей. Так, в силу исторических обстоятельств работы казанских художников и известных русских живописцев остались в Козьмодемьянске навсегда и легли в основу художественного отдела молодого музея.

7 сентября 1919 г. Козьмодемьянский музей был открыт. Впервые жители Марийского края смогли познакомиться с картинами знаменитых художников. Художник П. Радимов, последний председатель Товарищества передвижников, вспоминал: «Я перевёз в Козьмодемьянск Волжско-Камскую бесплатную передвижную выставку, что была организована в Казани. Помню, с каким недоумением отнеслись марийцы к художественной выставке, до сих пор они в лучшем случае читали книги, но никогда не видели картин… Редко когда с базара заходил крестьянин в зипуне, быстро-быстро как в церкви, проходил по всем комнатам и спешил уйти…»

4 ноября 1920 г. «в честь третьей годовщины Октябрьской революции и ввиду заслуг в области народного образования и как основателя музея исполком Козьмодемьянского уездного Совета постановил именовать Козьмодемьянский музей имени тов. Григорьева А. В.»

Александр Владимирович на протяжении всей своей жизни неустанно заботился о пополнении музея произведениями изобразительного искусства. Благодаря его стараниям, в музее сформировалась великолепная коллекция живописи известных русских художников XIX – начала XX вв. С уверенностью можно сказать, что без Григорьева не было бы той уникальной для маленького провинциального городка художественной коллекции. В 20-е гг. он уехал в Москву, но не забывал о Козьмодемьянском музее. Находясь в столице, А. Григорьев сумел приобрести 50 картин известных художников, скульптуру и фарфор. Кроме того, многие произведения, подаренные ему разными художниками в то время, также поступили в музей (работы В. Бялыницкого-Бирули, П. Радимова, Ф. Малявина). Особую гордость составляют произведения Николая Ивановича Фешина, художника с мировым именем. Близкое знакомство и доброжелательные отношения А. Григорьева с ним способствовали приобретению его работ. В 1923 г. во время отъезда Фешина в Америку, Александр Владимирович купил у него для Козьмодемьянского музея несколько работ, а эскизы к «Черемисской свадьбе» Фешин ему подарил.

Художник И. Пландин, вспоминая Александра Владимировича, писал, что «его бескорыстность и неутомимость в работе были исключительными».

А.  Григорьев являлся одним из основателей АХРР (Ассоциации художников революционной России), ведущей творческой организации в стране в 20-30-е гг., сыгравшей большую роль в сплочении художников. С 1934 г. художник жил со своей семьёй в г. Тарусе (Тульской, ныне Калужской области). Этот город напоминал ему родной Козьмодемьянск. В 1938 г. А. В. Григорьев стал жертвой сталинских репрессий и 8 лет провёл в Казахстане. Имя  Григорьева у Козьмодемьянского музея отобрали, на десятилетия вычеркнули из книг, и даже лицо смыли с фотографий, которые печатались в литературе об АХРР. Так, в одной из книг о И. Е. Репине начала 50-х гг., вместо Григорьева, сидящего рядом с Репиным была впечатана…ваза. В 1946 г. он был освобождён, но только  в 1954 г. художник добился реабилитации. После этого о Григорьеве уже открыто вспоминали как о председателе АХРР, приглашали на заседания академии художеств СССР. В 1959 г. ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств Марийской АССР. Лишь в 1966 г. музею в Козьмодемьянске было возвращено имя А. В. Григорьева.

Кроме Александра Владимировича в развитие и формирование фондов музея в 1919 -1963 гг. большой вклад внесли его директора: С. Бочкарёв, С. Пузырников, И. Пландин, А. Михеева. В 70-80-е гг. XX в. музей пополнялся за счёт картин ленинградских художников.

Козьмодемьянский художественно-исторический музей трижды менял место своего обитания. Первоначально он располагался в бывшем доме купца Торсуева, в 1930 г. переехал в Смоленский собор, своим существованием сохранив храм от полного разрушения. С 1998 г. музей располагается в особняке купца А. М. Пономарёва.

В настоящее время в художественную коллекцию музея, кроме произведений живописи и графических работ, входит небольшая коллекция скульптуры, фарфора, предметов декоративно-прикладного искусства. Интересны и экспозиции музея, рассказывающие о природе, истории города и края.

В отделе литературы по искусству вниманию посетителей предлагается выставка «Марийская «Третьяковка», на которой представлены книжные и периодические издания, рассказывающие об истории музея, жизненном и творческом пути А. В. Григорьева, о художниках, работы которых находятся в музее.

 

При подготовке материала использована следующая литература:

Александр Владимирович Григорьев (1891-1961): библиографический указатель литературы. – Козьмодемьянск, 2011. – 20 с.

Карташов, В. Н. На Земле Марий Эл. – М.: Сов. Россия, 1982. – 192 с.

Козьмодемьянский художественно-исторический музей имени А. В. Григорьева. – Москва: Белый город, 2004. – 64 с.

Кудрявцев, В. Г. Александр Владимирович Григорьев: Документы. Статьи. Письма. Воспоминания. – Йошкар-Ола, 1992. – 94 с.

***

Кораблёва, О. В. Директора Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А. В. Григорьева, внёсшие наибольший вклад в развитие музея (1919-1963) / О. В. Кораблёва // Мар. архивный ежегодник. – 2009. – С.145-149.

Кувшинская, Л. Из истории создания музея в г. Козьмодемьянске / Л. Кувшинская // Финно-угроведение. – 2009. – № 2. – С. 85-96.

Кувшинская, Л. Козьмодемьянская галерея / Л. Кувшинская // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. – 1994 – № 5-6. – С. 59-65. Сануков, К. Н. Художник и общественный деятель (к 120-летию со дня рождения А. В. Григорьева) / К. Н. Сануков // Мар. архивный ежегодник. – 2011. – С. 256-260.

Сладков, В. Н. Наши духовные ценности: у истоков музея / В. Н. Сладков // Лен. путь. – 1989. – 9 сент. – С. 3.

Русский