100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. АГИТПАРОХОД «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

10.07.2019 | 256 просмотра(ов)

Лето 1919 года для молодой Советской республики выдалось сложным: шла ожесточенная борьба за Урал, Сибирь и юг России. С местными советскими органами связь была плохо налажена, не хватало партийных работников в освобожденных районах. В такой обстановке ЦК партии большое значение уделял агитации и пропаганде среди населения. Особое место в укреплении тыла Восточного фронта и усилении агитационной работы Нижегородской, Казанской и других губерний, мобилизации сил рабочих и крестьян против Колчака сыграли в 1918-1919 годах агитпоезда имени В. И. Ленина и «Октябрьская революция», агитпароход «Красная звезда». В их работе участвовали видные партийные и советские деятели М. И. Калинин,  В. А Карпинский, М. И. Ольминский и другие.

 Ровно 100 лет назад, 8-9 июля 1919 года в Юрине и Козьмодемьянске останавливался агитпароход «Красная звезда». В то время прибытие парохода  в российскую глубинку было настоящим событием. Это сегодня пространство буквально пронизано потоками информаций – телевидение, радио, Интернет. А тогда… Не каждый знал, что такое радио и кинематограф. На агитпароходах, плававших не только по Волге, были и кинопередвижка, библиотека и собственная типография. По своему значению  агитпоезда и пароходы  можно было приравнять к войсковой дивизии, только воевали они словом и силой убеждения.   

 Агитпароход «Красная звезда» вышел из Нижнего Новгорода в первых числах июля 1919 года. Останавливался во всех городах, крупных селах, лежащих на его волжско-камском пути. В числе инструкторов и агитаторов была Н. К. Крупская, которая на всем пути от Нижнего Новгорода до Перми проводила огромную работу.

 Владимиру Ильичу Ленину, беспокоившемуся о здоровье своей жены, очень не хотелось отпускать в поездку Надежду Константиновну. В конце концов он уступил, взяв с неё слово, что она постарается не утомляться и будет аккуратно писать и посылать ему телеграммы. 27 июня 1919 г.  члены агитколлектива отправились на поезде в Нижний Новгород, в который прибыли на следующий день.

В Нижнем пароход стоял целых 7 дней и все 7 дней были полными митингами, совещаниями и беседами с самыми разными людьми. Время было забито до отказа, так что Крупская, вопреки обещанию, данному ею Ильичу, себя не жалела, работая на износ, будучи не здоровым человеком. То, что опасения Ленина о здоровье жены были не беспочвенны, доказывает письмо самой Н. К. Крупской, которая сообщала своей коллеге по Наркомпросу: «Одно плохо – житьё на пароходе тяжёлое. Перебрасываемся с пункта в пункт ночью, а днем стоим и бегаем по учреждениям и собраниям. Жарища ужасная… Балуют меня всячески, но я ухитрилась слечь, сегодня только отошла немного». Руководитель агитколлектива В. М. Молотов требовал, чтобы Крупская перестала работать на износ.

«Бесконечное число митингов провели товарищи из «Красной звезды»: на заводах, в селах, среди красноармейцев, среди женщин, среди коммунистической молодежи, среди учителей, среди интеллигенции,— писала она после возвращения в Москву. Много пришлось им пережить моментов глубокого удовлетворения, когда тысячные толпы рабочих, красноармейцев, крестьян сливались в одном чувстве с оратором. Много пришлось выслушать приветствий, клятв до последней капли крови защищать Советскую власть».

Вот что записала в дневнике «По градам и весям Советской Республики» Н. К. Крупская об остановке парохода в Козьмодемьянске: «В Васильсурске, Юрине и Козьмодемьянске я не сходила на берег - была больна. В Козьмодемьянске ко мне на пароход приходил один из трех инструкторов по внешкольному образованию. Приходивший инструктор  - бывший сельский учитель, молодой еще парень, знает хорошо черемисский язык (горных черемисов) и работает среди них. Характеризует их как народ очень умный, с хитрецой, настойчивый, упорно добивающийся раз поставленной цели. Национализма среди них нет совершенно, и они тянутся к русской культуре. Другое дело — чуваши. В Козьмодемьянском уезде инструкторы имеют инструкцию, в которой им предписывается следить за декретами Советской власти и разъяснять их населению. Эта инструкция исполняется».

С задачами агитпарохода «Красная звезда» был знаком В. И. Ленин. В воспоминаниях о Владимире Ильиче Н. К. Крупская отмечала: «Мы долго толковали с Ильичем, как и что надо будет делать, чем помогать населению, на каких вопросах больше всего останавливаться... ».

Начали издавать на агитпароходе газету «Известия передвижного инструкторского бюро РОСТА», первый номер которой вышел 4 июля 1919 года. С № 2 (6 июля 1919 г.) газета стала носить имя парохода «Красная звезда». Тираж газеты колебался в пределах 2500-1600 экз. - с учетом количества населения, обслуживаемого при остановках на местах. О работе «Красной звезды» постоянно сообщалось в центральной печати.

Кроме агитаторов-пропагандистов, на пароходе были инструкторы почти от всех народных комиссариатов. Каждый из них подробно обследовал постановку работы на местах и давал подробные указания местным работникам.

«Появление «Красной звезды» являлось для ряда мест целым событием, которое долго не забудется. Приезжая куда-либо,— писала Н. К. Крупская, - мы прежде всего созывали заседание исполкома и ответственных работников, на котором излагали цели нашего приезда. Исполком со своей стороны знакомил нас в общих чертах со своей работой».

В Козьмодемьянске пароход «Красная звезда» остановился 8 июля 1919 года. В тот же день руководителям Казанского губисполкома и губкома партии была послана телеграмма:

«Приблизительно 10-11 июля утром прибудет в Казань агитационно-инструкторский пароход «Красная звезда», с которым едут представители всех важнейших народных комиссариатов, представители Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Центрального Комитета Коммунистической партии, член коллегии Наркомпроса Ульянова-Крупская. Приготовьте в 10-11 днем собрания исполкома и партийного комитета, вечером общий митинг с участием наших ораторов. Мобилизуйте силы и самое широкое оповещение в ближайших от города селах и деревнях для устройства деловых собраний и митингов. С пароходом идет баржа, имеется бесплатный кинематограф и книжный магазин, а также прием жалоб от населения. Издается специальная газета с последними новостями».

В Казани агитпароход пробыл пять дней - с 10 по 14 июля. Выступая в актовом зале университета, Н. К. Крупская рассказала о положении Советской республики, о задачах учительства. 13 июля состоялось собрание 'рабочих и красноармейцев города, среди них были и марийцы.

Кроме газеты, на агитпароходе издавались листовки. Они писались ярким, простым языком, доступным пониманию широких рабочих и крестьянских масс. Часто в листовках приводились выдержки из статей В. И. Ленина, обращения М. И. Калинина к народу, стихи Демьяна Бедного. Вот некоторые темы листовок: «Трудящиеся, учитесь управлять вашей страной», «Кто такие коммунисты», «Что дала работницам Советская власть», «Крестьяне, к тебе наше слово», «Заботы о семьях красноармейцев», «Электричество в деревне», «К ответу дезертира» и другие.

Летом 1920 года состоялся очередной рейс агитпарохода «Красная звезда». Он, как и раньше, останавливался в г. Козьмодемьяиске.

В газете Козьмодемьянского уездного исполкома и комитета партии «Красный труд» ее редактор А. Болодурин подробно описал пребывание «Красной звезды».

Утром 8 июля в г. Козьмодемьянск прибыл агитационно-инструкторский пароход ВЦИК «Красная звезда». На пароходе едут представители народных комиссариатов, ВЧК и ВСНХ. К 9 часам утра весь город залит потоком плакатов, листовок и газет «Красная звезда». Чувствовалось оживление. Представители местной власти шли для дачи отчетов о своей деятельности и за получением инструкций и разъяснений. Группы учащихся, граждане спешили посетить пароход, где были ценные выставки: «Применение электричества в деревне» и «Охрана материнства и младенчества». Кроме того, на пароходе было бюро жалоб и кинематограф. В 7 часов вечера на пароходе был устроен большой митинг, после - бесплатный кинематографический сеанс.

Вечером же было объединенное заседание представителей Центральной, Нижегородской и местной властей, на котором представители наркомов делали доклады о деятельности отделов Козьмодемьянского Совдепа. Были указаны как положительные, так и отрицательные стороны работы. Выражено одобрение за деятельность укома РКП, отделов исполкома; управления, здравоохранения, народного образования.

«Присутствие «Красной звезды»,— писал А. Болодурин,— влило в жизнь Козьмодемьянска новую живую струю революционности, работоспособности и энергии».

Позднее в «Известиях ВЦИК» писалось: «Политотделом парохода «Красная звезда» в период с 1 по 22 июля с. г. в Нижегородской, Казанской и Симбирской губерниях выполнена следующая работа: митингов проведено 70 с количеством слушателей 57 950 чел., лекций - 25. Бюро жалоб приняло и разобрало 640 жалоб, большой процент которых падает на земельный вопрос. Кинематограф 47 сеансами обслужил 77 800 зрителей (взрослых) и 23-мя - 20 400 детей. Бюро РОСТА распространило 200 000 листовок, выпустило 15 номеров поездной газеты в количестве 81 850 экз. Из книжного склада продано и роздано бесплатно 8 850 томов книг, 186 экз. готовых библиотечек.. .».

Марийские красноармейские газеты, листовки и воззвания, а также пребывания агитационных поездов и пароходов помогала приблизить победу над врагами, усилить политическую работу среди населения, строить новую жизнь на земле. Яркий эпизод сурового времени революции и гражданской войны – «Красная звезда» оставила свой след в истории нашего края у памяти тех, кто тогда на митингах и собраниях слушал горячие речи большевиков – ленинских соратников и верил вместе с ними в строительство нового мира – мира свободы и справедливости.

Материал подготовлен при участии Василия Вострикова.

По данной теме можете прочитать следующую литературу:

  1. Агитпароход «Красная звезда» // Сергеев М. Т. Возникновение и развитие печати Марийской АССР / М. Т. Сергеев. – Йошкар-Ола, 1971. – С. 130-133.
  2. Кунецкая Л. Крупская / Л. Кунецкая, К. Маштакова. – Москва : Молодая гвардия, 1985. – 368 с. – (Серия биографий : Жизнь замечательных людей. Вып. 9).
  3. Дридзо В. С. Надежда Константиновна : повесть / Вера Дридзо. – Москва : Детская литература, 1979. – 224 с.
Русский