ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ. Владимиру Мономаху 970 лет

26.05.2023 | 3819 просмотра(ов)

Владимир Всеволодович Мономах – князь ростовский, князь смоленский, черниговский, переяславский, великий князь киевский. Владимир Мономах известен не только как крупный политический деятель своего времени, но и как талантливый дипломат, умелый военачальник, мыслитель и писатель.

Князь стремился, чтобы опыт его долгой и трудной жизни не пропал, чтобы сыновья его и потомки помнили его добрые дела. Поэтому Владимир и написал своё знаменитое «Поучение», содержащее воспоминания о прожитых летах, о хитросплетениях политики, рассказы о вечных разъездах и сражениях. В тексте будут приведены некоторые из поучений Мономаха.

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не лениться будет, но трудиться».

Владимир родился 26 мая 1053 года. Он единственный из внуков Ярослава Мудрого, о чьём рождении сообщает летопись. Сам Владимир в своём знаменитом «Поучении детям» с гордостью писал о том, что обязан именем деду, который, незадолго до кончины нарекая внука, очевидно, хотел видеть его продолжателем дел своего великого отца – Крестителя Руси Владимира Святого: Мономах унаследовал от того оба своих имени: и княжеское – Владимир, и крестильное – Василий.

Отец Владимира, переяславский князь Всеволод Ярославич, получил в жёны не просто одну из иностранных принцесс, но византийскую царевну, дочь правящего в Византии императора Константина IX Мономаха. Родовое имя последнего перешло к русскому князю. Так Владимир оказался внуком сразу двух могущественных правителей – Руси и Византии.

С детства Владимир говорил по-гречески, как мать, и много читал, как отец. Детство, проведённое в Переславле, было самым счастливым и спокойным временем.

«Чего умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Как и отец мой, дома сидя, выучил пять языков — оттого и честь от иных земель. Добро же творя, не ленитесь ни на что доброе, прежде всего к церкви: да не застанет вас солнце в постели».

Он стал одним из немногих русских князей, думавших о единении Руси, о борьбе с половцами и мире среди родичей. Он пришёл к высшей власти уже к старости, в 60 лет. Это был рыжеволосый, кудрявый человек с окладистой бородой. Сильный, отважный воин, он побывал в десятках походов, не раз смотрел в глаза смерти в бою и на охоте.

Мономах с юности был прекрасным воином, сильным, выносливым, умелым. Почётной обязанностью князя как хранителя была охота. По древней традиции удача княжеского лова приравнивалась к боевой и имела символическое значение. Поэтому князю было положено охотиться на крупных и опасных зверей: медведей, волков, кабанов, оленей и туров. 

«А вот как я трудился охотясь: туров пастух загонял и брал без трудов, два тура метали меня рогами вместе с конем… Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым».

С 12 лет Владимир Мономах участвовал в военных походах, что позволило ему обрести огромный военный опыт и неоднократно спасать Русь от половцев. После того как его отец Всеволод стал киевским князем, сыну было поручено охранять южные пределы страны.

«А из Чернигова к Киеву непрестанно к отцу ездил, за день проезжая, до вечерни. А всех походов великих восемьдесят и три, а остальных, меньших, и не упомню. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать – и при отце, и без отца».

Князь Владимир Мономах вырос в атмосфере постоянных усобиц между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого. Именно из-за того, что будущий Мономах желал прекращения братоубийств, он и стал инициатором созыва Любечского съезда князей в 1097 году, где было определено каждому «владеть своей отчиной».

Князь Владимир Мономах вошёл в историю как законодатель, создавший в 1113 году «Устав», дополнивший «Русскую Правду». В нём, например, указывалось, что нельзя за долги обращать человека в полное рабство; устанавливался максимальный процент, который можно было установить за долг и т. д.

В конце XI века на Руси разразилась эпидемия – Антонов, или священный огонь (гангрена). Тело ещё живого человека умирало и чернело, оттого говорили, что больные обугливались заживо. Причиной болезни была спорынья – грибок, поражавший пшеницу. А хлеб в те времена был важнейшим продуктом питания. Заразился и сам Владимир Мономах. Его пытались лечить, но ничего не помогало, и болезнь только усиливалась.

Будучи уже на смертном одре, Мономах послал гонца в Киев просить о помощи монаха Печерского монастыря Агапита. Говорили, что тот излечивал даже безнадёжно больных с помощью отвара из трав и молитвы. Но Агапит не приехал, так как дал обет никогда не покидать монастырь. Агапит дал снадобья и своей еды, обещал молиться об исцелении Владимира. Мономах выздоровел.

Едва оправившись от болезни, Мономах послал богатые дары монаху, чтобы наградить за его помощь. Но Агапит вынес всё из своей кельи и сказал гонцу:

«Никогда ничего и ни от кого не брал я. Неужели теперь губить свой дар мне ради золота? Пославшему же тебя скажи: всё, что ты имел, было чужое. И отходя из этого мира, ты ничего не можешь взять с собой. И раздай же теперь нуждающимся всё, что имеешь. Ибо ради этого избавил тебя господь от смерти».

Мономах раздал своё имущество нищим и с тех пор полностью изменился.

И слова Никифора много могут сказать о князе как о человеке. Он писал:

«Что следует говорить такому князю, который больше на голой земле спит и, по лесам ходя, нищенскую носит одежду и обувь, на лыжах бегая… И лишь по необходимости, ради властительских дел в город входя, в царственные одежды облачается.

Ведомо нам, что для других ты обеды светлые готовишь. И сам служишь и работаешь руками своими. И когда другие объедаются и упиваются, ты сидишь и смотришь, обходясь малой пищей и малым количеством воды.

И никогда ты не прятал сокровищ. Не считал золота или серебра. Но всё раздавал. Даже и до сих пор».

Владимир не уставал повторять сыновьям, что князь должен всегда заботиться о благе своей страны и её жителях, ибо плох тот правитель, который думает только о наполнении княжеской казны.

В своём «Поучении» Мономах дал сыновьям ряд советов:

Уважать людей старше себя как собственного отца, младше себя – как своих братьев.

• Помогать нуждающимся, просящих воды и еды – кормить и поить.

• Защищать слабых и не давать властям ущемлять обычных людей.

• Чтить гостеприимство – всегда приветствовать встреченного человека и желать ему добра.

• Не лениться и остерегаться лжи.

Своим сыновьям князь Владимир Всеволодович оставлял сильную державу. Князь Владимир, умерший в 1125 году, и его сын Мстислав стали последними великими князьями единой Руси, которая распалась сразу после смерти сына Мономаха в 1132 году.

Великий князь Владимир Мономах / сост. А. Ю. Карпова. – Москва : Русский мир, 2006. – 462 с. – (Русскiй мiръ в лицах).

Предлагаем вниманию читателей книгу, которая включает в себя несколько разделов. Первый раздел составили сочинения самого Владимира Мономаха – «Поучение детям», «Письмо князю Олегу Святославичу», а также «Молитва» – текст неизвестного происхождения, читающийся в летописи вслед за двумя другими произведениями князя. Вопрос о том, принадлежит ли «Молитва» Владимиру Мономаху, до сих пор не решён, однако факт её присутствия в цикле его сочинений в любом случае делает необходимым её включение в настоящее издание.

Тексты сочинений Мономаха приведены как в подлиннике, так и в переводе на современный русский язык.

В издании также собраны письменные источники о Мономахе и о Руси времени его княжения; памятники, связанные со знаменитой средневековой легендой о «Мономаховых дарах», работы историков XVIII-XX веков, посвящённые киевскому князю. Тщательно прокомментированные источники и тексты воссоздают многогранный облик выдающегося государственного деятеля Древней Руси.

 

Материал подготовила главный библиотекарь отдела социально-экономической литературы Н. Е. Орлова

Русский