ИСТОРИЯ ОДНОГО ХИТА: «Пять минут»

17.12.2022 | 1095 просмотра(ов)

Каждый год в новогодние праздники повсюду звучат мелодии из советского мюзикла «Карнавальная ночь».

Картина, снятая в 1956 году по сценарию праздничного киноконцерта, который был буквально навязан начинающему режиссёру Эльдару Рязанову, превратилась в культовое кино. Успех фильма во многом обязан музыке сегодня незаслуженно забытого латышского композитора Анатола Лиепиньша, значившегося в титрах как Анатолий Лепин.

Подлинно народным произведением стала его песня «Пять минут»,

Для режиссера Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» была дебютом в художественном кино. Он мечтал о драмах и долго отказывался от съёмок легкомысленной комедии. «Мосфильмом» тогда руководил Иван Пырьев, который поддержал молодого кинематографиста и предотвратил его уход из проекта. 

И. Пырьев также лично курировал создание песен для «Карнавальной ночи».    У самого Рязанова, как он вспоминал в своей книге «Неподведенные итоги», отношения с музыкой были сложными – любовь к ней сочеталась у него        с полным отсутствием слуха. В итоге музыкальные темы для фильма заказывал Иван Пырьев, а Эльдар Рязанов придумывал, как сделать из них кинематографические номера. Тексты песен писали Вадим Коростелёв и Владимир Лившиц: первый сочинил «Хорошее настроение», второй  – слова финальной песни «Пять минут». 

Будущую главную звезду «Карнавальной ночи» Людмилу Гурченко Э. Рязанов считал «слишком манерной», а И. Пырьев –  чересчур «кривляющейся», но разубедил их бешеный успех, который принесла картине исполнительница роли Леночки Крыловой. 

В сценарии исполнение финального номера обозначалось короткой фразой: «Лена Крылова поёт песенку-приветствие». Сначала режиссёр, композитор и поэт придумали тему песни, затем решили описать в тексте, что можно успеть за пять минут. Потом возникла идея начать концертный номер за пять минут до наступления Нового года и закончить песню боем курантов. 

Профессионалы А. Лепин и В. Лившиц быстро привели музыку и текст в соответствие с задуманным, а Рязанов с художниками решили сделать декорацию в форме гигантского будильника, в начале песни показывающего без пяти двенадцать. Музыканты оркестра Эдди Рознера располагались на циферблате, знаменитый ударник Борис Матвеев – на кнопке звонка, а Л. Гурченко выходила из часов и исполняла эту песню в зале, среди публики.

Как вспоминал Юрий Саульский, музыкантам произведение сначала совсем не понравилось: они ожидали чего-то джазового или хотя бы шансонно-французского, а композитор принес «старомодную мелодию, похожую на немецкие шлягеры 30-х годов». На первой репетиции Ю. Саульский даже воскликнул: «Неужели Лепин не мог что-нибудь пооригинальнее придумать?» 

При этом все, кроме Ю. Саульского, знали, что полный человек, севший за рояль – и есть Анатолий Лепин. После неловкой сцены оркестр сыграл произведение особенно вдохновенно. А песня так понравилась зрителям, что о недостатках никто уже не вспоминал. 

«Пять минут» стала новогодним шлягером и визитной карточкой Людмилы Гурченко.

Песня любима до сих пор: кавер-версии композиции записали десятки исполнителей. 

Инструментальный вариант песни «Пять минут» в исполнении ансамбля «Мелодия» вошёл в сборник «С Новым годом!», выпущенный Апрелевским заводом грампластинок в 1974 году. Послушать эту пластинку можно в музыкально-нотном секторе нашей библиотеки.

 

Материал подготовлен главным библиотекарем отдела литературы по искусству Л. В. Рыбаковой.

Русский