Эпоха покорения космоса нашла отражение в общественной и культурной жизни СССР: каждый советский школьник мечтал стать космонавтом или лётчиком-испытателем, люди зачитывались научно-фантастической литературой, а День космонавтики стал всенародно почитаемым праздником. Тема космоса зазвучала и в музыке. Одной из самых любимых песен у советских лётчиков-космонавтов стала песня «Нежность». Она была написана в 1965 г. композитором Александрой Пахмутовой и поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым в цикле "Обнимая небо".
По воспоминаниям авторов, «музыкальный импульс» будущему шлягеру дали именно слова «опустела без тебя земля», а остальной текст писался уже на готовую мелодию.
Первой исполнительницей песни стала советская эстрадная певица Майя Кристалинская, но дебют у композиции вышел не слишком удачным. Выступая в 1965 году в Доме Союзов, артистка исполнила несколько песен, среди которых была и «Нежность». После финальных нот аккомпанемента оркестра под управлением Юрия Силантьева в зале повисла тишина, нарушаемая лишь шагами удаляющейся со сцены Кристалинской. Публика поскупилась на аплодисменты.
Николай Добронравов во время выступления Кристалинской присутствовал в зале. В антракте к нему подошёл хороший друг и композитор Аркадий Островский и раскритиковал текст песни за упоминание французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Впрочем, это было лишь предвестием шквала критики, что обрушился на произведение позже.
Кануть в Лету композиции не дала сама Кристалинская. По словам Александры Пахмутовой, после неудачного дебюта певица стала исполнять «Нежность» буквально на каждом своём концерте и, в конце концов, это дало результат: однажды Майя Владимировна позвонила А. Пахмутовой и сказала, что публика после этой песни больше не отпускает её со сцены.
Огромную роль в популяризации песни сыграла и мелодрама Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе». Фильм снимался в 1967 году. А. Пахмутова сначала наотрез отказалась отдать песню, посвященную её друзьям-космонавтам. Прочитав сюжет о нежных чувствах между приехавшей торговать мясом деревенской женщиной и московским таксистом, композитор даже возмутилась поступившим предложением. Режиссёр Татьяна Лиознова проявила настойчивость, уговорила Александру Николаевну прийти в просмотровый зал «Мосфильма». Многие сцены ленты уже смонтировали, в том числе эпизод в такси во время ливня. Когда композитор увидела на экране глубокий, полный тоски и любви взгляд Олега Ефремова, она согласилась. Написала вариации мелодии и для других сцен.
После премьеры фильма «Нежность» стала всенародно любимым лирическим хитом.
Песню включили в свой репертуар многие звёзды советской и российской эстрады. Но исполнение Майи Кристалинской, для которой «Нежность» стала визитной карточкой на долгие годы, остаётся эталонным.
В фонде нашей библиотеки есть пластинка с записью этой песни в исполнении Майи Кристалинской: «Советские композиторы – Армии: Песни Александры Пахмутовой», выпущенная фирмой «Мелодия» в 1970-х годах.
Информация подготовлена главным библиотекарем отдела литературы по искусству Рыбаковой Л. В.
- 2405 просмотров