ИСТОРИЯ ГОРОДА В ФОТОГРАФИЯХ. Под величественными сводами…

17.04.2022 | 1211 просмотра(ов)

Продолжаем знакомить наших читателей с историей здания Республиканской научной библиотеки.

Царевококшайская публичная библиотека, основанная 145 лет назад (в 1877 году), не раз меняла своё местоположение и название. Изначально она разместилась в здании городской управы и быстро приобрела популярность среди жителей города и его окрестностей. После революции в 1918 году она стала называться Советской библиотекой-читальней, а в 1919 году была переименована в Краснококшайскую центральную библиотеку. С образованием в 1922 году Марийской автономной области библиотека получила статус областной.

В 1923 году библиотека сгорела. Сгорел и фонд. Пришлось всё начинать сначала. Библиотеку восстанавливала вся страна: посылки с книгами приходили из Москвы, Ленинграда, Казани, Твери, Крыма, Вятки… В результате сформировался уникальный фонд старинных и старопечатных изданий. Местные власти и организации помогли с приобретением самого необходимого. Через полгода библиотека вновь открылась для читателей. С 1923 по 1940 год она не раз меняла свой адрес. Последним её пристанищем перед переездом в новое, специально построенное здание был второй дом купца Ивана Пчелина на Вознесенской улице, напротив Вознесенской церкви.

В 1936 году Марийская автономная область была преоб­разована в Марийскую АССР, и библиотека получила статус республиканской. Её директором был назначен Иван Григорьевич Виноградов, первый из марийцев специалист с высшим библиотечным образованием. При нём в 1940 году было построено здание, о котором и пойдёт речь.

Совсем недавно, к столетию республики, была проведена его реставрация: историческое здание библиотеки преобразилось, обретя прежнюю красоту.

Особенно заметным стало изменение внутренних помещений, и в первую очередь вестибюля. Теперь, после демонтажа всех временных перегородок и восстановления первоначального интерьера, можно увидеть вестибюль таким, каким он был задуман и выполнен.

Когда-то в Древнем Риме на полу у входа в здание в технике мозаики выкладывали латинское приветствие Salve («Будь здоров», «Здравствуй»), а в более поздние времена в замках и особняках таким же способом увековечивали дату постройки. При строительстве здания библиотеки на полу вестибюля тоже была выложена мозаика – «1940 г.».

Входящие сразу настраиваются на то, что они находятся не просто в каком-то учреждении, а в библиотеке. Этому способствует просторный вестибюль, оформленный в традициях классицизма. Через большие окна, расположенные по обе стороны от входных дверей, в помещение щедро льются солнечные лучи, а светлые тона штукатурки визуально расширяют пространство и придают вестибюлю особую лёгкость.

Между наружными и внутренними дверями находится тамбур, который вдвинут во внутреннее пространство вестибюля. Внутренние двери обрамлены пилястрами, завершающимися капителями тосканского ордера. Стены вестибюля также украшены пилястрами, выступающими на половину объёма, и филёнками (обрамление участка стены). Стены декорированы лепниной – поясками с зубчиками (сандрики).

Две квадратные колонны тосканского ордера, расположенные в центре вестибюля, делят его пополам и вместе с пилястрами представляют единый ряд. Верх колонн и пилястр украшен геометрическим орнаментом.

Кессонированный потолок вестибюля состоит из квадратных ячеек, декорированных розетками, сердцевины которых выполнены в виде пятиконечных звёздочек – этакий привет от советской символики.

По обе стороны от вестибюля находятся небольшие залы. Они оформлены в том же стиле, что и вестибюль: светлые тона штукатурки, кессоны на потолке, пилястры, большие окна. Колонны в этих залах стоят на одной оси с колоннами вестибюля.

 

В 60-е – первой половине 80-х годов вестибюль выглядел иначе. Временные перегородки делили его на несколько помещений, скрывая изначальную красоту. Справа от входной двери находился гардероб, и часто в выходные приходилось довольно долго ждать, чтобы оставить здесь верхнюю одежду: были очереди. Слева были двери, а коридор, ведущий в глубину здания, был перегорожен металлической решёткой. На второй этаж, где находились большой читальный зал, зал каталогов, зал периодики, вела широкая двухмаршевая лестница с площадкой, на которую выходило окно. Лестницу покрывала бордовая ковровая дорожка. На площадке стоял стол, за которым сидел работник библиотеки и проверял наличие читательского билета или выписывал новый, если читатель был в библиотеке впервые. Днём на лестницу лился свет из большого окна высотой в два этажа. В 1978 году окно украсил витраж. На втором этаже прямо напротив лестницы находился зал каталогов, из которого можно было пройти в зал периодики, войти в большой читальный зал или, воспользовавшись внутренним переходом, очутиться во втором корпусе, где находилась кафедра для выдачи отраслевой литературы и беллетристики в читальный зал.

 

Слева от лестницы на втором этаже – двустворчатые двери, ведущие в большой читальный зал, расположенный прямо над вестибюлем. Он поражает своим величием, особенно когда видишь его впервые. Кажется, что оказался в каком-то дворце. Одиннадцать огромных арочных окон, высокие потолки, много света и воздуха.

Простенки между окнами и стены зала украшают двенадцать пилястр, увенчанных капителями ионического ордера и декорированных геометрическим орнаментом. К пилястрам прикреплены оригинальные бра. Из их овального основания, украшенного листом аканта, тянутся узкие листочки, удерживающие похожие на бутоны цветов плафоны. Простенки между пилонами декорированы филёнками.

Над дверями зала и на противоположной стене – небольшие карнизы с зубчиками (сандрики), декорированные лепниной с растительным мотивом.

При взгляде наверх трудно не залюбоваться потолком. За счёт своей светлой окраски он зрительно приподнимается и немного изменяет пропорции зала, увеличивая его и так немалую высоту. Лепной декор превращает потолок в своеобразную раму для восьмиугольных плафонов, к центру которых крепятся люстры.

Трудно описать красоту этих великолепных люстр. От центральной розетки тянутся цепи с висящими на них круглыми двухъярусными светильниками. К ободу первого яруса креплениями в виде узких листьев присоединяются плафоны той же формы, что и плафоны бра. Верхний и нижний ярусы скрепляются между собой держателями, имеющими форму колосьев. От широкого обода к нижнему ярусу спускаются стеклянные подвески, которые, спускаясь ещё на один уровень, собираются в центре у металлического цветка с направленными вниз лепестками.

 

В последние годы зал пустовал, но когда-то он был заполнен столами, за которыми частенько не было свободного места. Периодически мебель заменялась на более современную. В углу зала стояла огромная пальма. Недалеко от неё была дверь, через которую можно было выйти в лоджию. В тёплое время, когда в зале становилось жарко, дверь открывали для проветривания.

По вечерам читатели не торопились уходить даже после третьего звонка. Тогда приходил кто-то из сотрудников библиотеки и начинал выключать бра. После этого зал пустел, гасли люстры, а читатели шли сдавать книги, с которыми они работали.

Уходить так не хотелось! Казалось, ещё чуть-чуть, ещё немного – и узнаешь что-то важное, необходимое... И вновь и вновь читатели приходили сюда с желанием непременно открыть для себя что-то новое, необыкновенное.

Материал подготовлен ведущим библиотекарем отдела редких книг Н. О. Вершининой

 

Русский