100 ЛЕТ МАРИЙ ЭЛ. Зосим Лаврентьев – самобытный художник земли марийской

21.11.2018 | 6618 просмотра(ов)

Есть художники, работы которых сразу узнаются своеобразием живописной манеры исполнения, тематическим и жанровым разнообразием. Таким самобытным мастером является Зосим Фёдорович Лаврентьев. Многие его картины вошли в классику марийской живописи. Художник известен как мастер тематической картины, лирического пейзажа, портрета. Он обогатил национальным колоритом книжную иллюстрацию и сатирическую графику.

2018 год – юбилейный в жизни Зосима Лаврентьева. Он родился 6 апреля 1933 г. в д. Эсяново Горномарийского района. В 1958 г. он окончил Чебоксарское художественное училище. С этого времени начинается его активная творческая деятельность. С 1967 г. Зосим Фёдорович является членом Союза художников России.

Среди работ Зосима Лаврентьева выделяются произведения, раскрывающие самобытную культуру марийского народа с его многовековыми традициями. В картине «На концерт» (1964) нашли отражение национальные особенности мировосприятия художника – любовь к природе, к жизни марийской деревни, к народному творчеству. Мы видим освещённые вечерним солнцем светлоликие берёзки и фигурки юных девушек-гуслярш в красивых горномарийских платьях. Художник сумел создать картину, в которой зрители чувствуют певучую марийскую душу.

Этапным произведением в творчестве Зосима Лаврентьева стало живописное полотно «Праздник в марийской деревне» (1967). Изображая горномарийскую деревню, он передаёт свойственный ей колорит. На правобережной стороне и ритмы мелодий, и танцы иные, краски костюмов кажутся более нежными, тонкими: это – розовые, голубые, словно цветущие вишнёвые сады или нарядно зелёные, как цвет озими, или жёлтые, словно золотые краски осени. Зрелище захватывает настолько, что видишь перед собой не живописную картину, а настоящий праздник с его безудержным весельем и огневым вихрем пляски, в которой кружатся парни и девушки.

Картина «В гости к молодым» (1968) отличается спокойным повествованием и минимумом действующих лиц. Добрые чувства вызывает трогательное, бережное отношение автора к героям картины – старикам, идущим в гости к молодым. Вместе с автором подробно рассматриваем и мы, зрители, стариковские подарки, уложенные в сетку-авоську, с улыбкой подмечаем чайник с носиком, аккуратно заткнутым тряпичной пробкой. Лаврентьев умеет «подать» детали с добрым и мягким юмором. Он показал нам не только характерную бытовую сценку из жизни деревни, но и воплотил чувство любовного отношения старшего поколения к молодым, к традициям своих предков.

Сюжетом триптиха «Свадьбы» (1974) стала символически сконцентрированная художником в одной семье история нашей страны, полная противоречивых явлений и удивительных судеб. Новобрачные связали себя узами Гименея во времена гражданской войны, серебряную свадьбу супруги справили в Отечественную войну 1945 года, а золотую - в послевоенное время. Строго очерченные светлые силуэты фигур контрастируют с фоном, чтобы зримее представить зрителю лирические образы картины. Пылающий красный фон плакатов времён гражданской и Великой Отечественной войн, периода мирного строительства объединяет все три части триптиха и становится тем определяющим началом, которое даёт зрителям повод для размышления.

В 70-е гг. XX в. Зосим Лаврентьев обращается к фольклору, чтобы показать первооснову, истоки культуры марийского народа. Древние марийцы относились к окружающей природе с благоговением: деревья и животные, солнце, звёзды в представлении народа способны думать, понимать, чувствовать, а значит, и влиять на людей, на человеческую судьбу. В картине «Сваты» (1989) лес с его многочисленными обитателями, став участником предстоящей свадьбы, ликует и радуется вместе с людьми, празднично вышагивающими по лесной тропке к невесте. Художник тщательно изображает орнаменты вышивок на одеждах, тонко и подробно выписывает каждую травинку. В картине «Чодыра марий» («Лесовичок», 1990) Зосим Лаврентьев яркими чистыми красками показывает красоту и богатство марийских лесов. С живописного полотна на зрителей смотрит изумительно доброе и привлекательное лесное существо, оберегающее дары природы, лесных зверей и птиц.

На картине «Яблочный спас. Совершеннолетие» (1991) мы видим молодую стройную яблоньку, повязанную белым узорчатым шарпаном – головным убором замужних женщин мари. Совсем недавно на гибких ветвях яблоньки висело двенадцать яблок, однако одно яблоко – одна частичка её души –  упало на увлажнённую дождём землю. Тонкие, поддерживающие красавицу жерди подчёркивают её особое положение, как образа центрального, бессловесного, но очеловеченного любовью, живого и любящего. Образ яблоньки приобретает символ постоянного обновления окружающего мира.

Книжная графика Лаврентьева отличается особой неповторимостью. Любую книгу, оформленную художником, можно легко узнать из тысячи других. Много у Зосима Фёдоровича оформленных учебников для школ республики. Он создал целую серию «Азбук», «Букварей» и книг по изучению марийского языка. Разностороннее дарование Зосима Лаврентьева нашло место и в сатирической графике. В 60-70-е гг. он работал в редакции журнала «Пачемыш», был его художественным редактором. Юмористические рисунки Лаврентьева выделяются остро подмеченными наблюдениями жизни и яркими впечатлениями. Художник внёс в оформление сатирических рисунков национальные черты.

Творчество Зосима Лаврентьева отличается богатством реальных жизненных наблюдений, тонкостью проникновения во внутренний мир своего народа, тактичностью к душевным порывам человека. Его произведения способны звучать, будто услышанные когда-то родные мелодии.

 

При подготовке материала использована следующая литература:

 

  1. Зенкин, А. А. Зосим Лаврентьев: очерк творчества / А. А. Зенкин, Г. Соловьева. - Йошкар-Ола: Марийское  книжное издательство, 1993. - 112 с.
  2. Зосим Фёдорович Лаврентьев (К 60-летию со дня рождения) // Марий Эл: время, события, люди: календарь знаменательных и памятных дат на 1993 год / Национальная библиотека им.С. Г. Чавайна. - Йошкар-Ола, 1992. – С. 22-23.
  3. Лаврентьев Зосим Федорович: биобиблиогр. указатель. - Йошкар-Ола, 2010. - 52 с.
  4. Прокушев, Г. И. Этюды о художниках Марий Эл. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. - 359 с.
Русский