ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА: НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ», 1901 г. (Государственная Третьяковская галерея, г. Москва)

03.10.2020 | 1363 просмотра(ов)

Н. К. Рерих (1874-1947) – русский художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, академик Императорской академии художеств. Он создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира.

Н. К. Рерих родился в 1874 г. в Петербурге. Его предки были выходцами из Скандинавии, появились в России при Петре I, здесь обрусели. «Рерих» в переводе означает «богатый славой».

В 1900 г. своё образование Николай Рерих продолжит в Париже, здесь он работает над циклом  «Начало Руси. Славяне». Частью этого цикла является картина «Заморские гости» (1901 г.).

За два года до создания этой картины Рерих совершил путешествие по водному пути к Новгороду, который древние русичи называли путь «из варяг в греки».  Особенно художника впечатлило то, что в древности по этому же пути прокладывали свой путь «ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву…» Обращаясь к далёким временам, Рерих выбирает соответствующие мотивы: корабли-драконы, красные паруса, синие реки. Эти образы можно встретить в иконописи XVI-XVII веков. К названию «Заморские гости» художник добавляет «Народная картинка», что указывает на связь художественного решения картины с народным творчеством.

Картина Рериха – это праздничное зрелище вольной шири и расписных варяжских ладей, под яркими парусами, с разноцветными щитами на бортах бегущих по синеве вод. Проплывают мимо неведомые берега, на одном из которых виден посадский город. Белые чайки путь прокладывают. Мир словно впервые увиден в его красочной нарядности.

Образ картины поэтически отразился в статье «По пути из варяг в греки», написанной художником в 1899 г.: «Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег… Новая струя пробивается по стоячей воде…подымет роды славянские – увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце».

Рериху ещё неизвестны действительные формы варяжских кораблей, длинных и узких, позже найденными археологами, поэтому он представлял себе ладьи по аналогии с древними сосудами – «утицами». Резные носы этих ладей в виде страшных для врага драконов – «обереги плывущих».

Истоки изобразительного языка «Заморских гостей» - в народном и древнерусском искусстве. Эта картина первая, в которой ясно определились черты творческой манеры Николая Рериха. В 1902 г. картину «Заморские гости» приобрёл император Николай II для Царскосельского дворца.

 

Выставка работает до 31 декабря 2020 г.

Куратор выставки: отдел литературы по искусству (2-й этаж, каб. № 36)

 

Информация подготовлена Овчинниковой И. Н., зав. отделом литературы по искусству.

Русский