ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА. Эдгар Дега "Голубые танцовщицы" (1897 г.)

20.04.2020 | 1886 просмотра(ов)

(Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, г. Москва)

Илер-Жермен-Эдгар де Га, или Эдгар Дега (1834-1917) - французский живописец, один из оригинальнейших представителей импрессионистов.

Импрессионизм (фр. impression - впечатление) - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. Представители этого направления (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, др.) утверждали красоту повседневной действительности. Они считали важнейшим принципом писать картину с натуры, на пленэре.

Правда, у Эдгара Дега с импрессионистами было не так уж много общего. С импрессионистами его сближало желание отойти от академических шаблонов, обращаться к темам современной жизни. А в своём творчестве он следовал принципу: "Наблюдать не рисуя, а рисовать не наблюдая". Дега считал, что когда художник пишет с натуры, то всегда отвлекается на детали, его глаз перестаёт замечать главное. Другое дело, когда он делает это по памяти - тогда через линию всё выкристаллизовывается в одну общую идею.

Э. Дега родился в семье богатого банкира, увлекавшегося искусством. Его родовая фамилия - аристократическая, де Га, но он поменял её на более "народную" - Дега.

Много своих работ посвящал художник современному ему Парижу (улицы, театры, скачки). Но чаще всего главными героинями его полотен являлись женские образы. Серию картин он посвятил прачкам, гладильщицам, модисткам, занимавшихся своим нелёгким трудом. Интересны образы купальщиц. Принимая ванну или отдыхая, они всегда на картинах выглядели естественными и непринуждёнными.

В начале 1870-х годов Э. Дега увлёкся балетом, и среди женских образов всё чаще героинями его картин становились балерины. Он писал их бесконечно много: на сцене Парижской оперы, в гримёрных, на репетициях ("Танцовщицы на репетиции", "Танцовщица у фотографа", "Ожидание", "Две танцовщицы" и др.)Именно балет, в котором художник видел не только изящество, грациозность, волшебство, но и изнурительный ежедневный труд, принёс ему невиданный успех.  Дега отмечал: "Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде".

Мир балета на полотнах Дега показан порой в непривычных ракурсах. Зритель видит театральные уголки как бы в приоткрытую дверь, словно подсматривая за балеринами. Таков сюжет одной из самых известных картин Э.Дега "Голубые танцовщицы", являющейся воплощением грации и очарования.

Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна наклонилась к пуанту, две другие поправляют брители платьев, а четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Правда, есть предположение, что на картине не четыре разные девушки, а одна танцовщица, запечатлённая в разные моменты движения. Искусно переданные движения танцовщиц и необычный ракурс "вид сверху" создают ощущение танца, который как бы вовлекает зрителя в его поэтичную пластику.

Картина выполнена в технике пастели крупными голубыми мазками (пастель - мягкие карандаши наподобие восковых мелков). После ухудшения зрения Э. Дега начал работать большими цветовыми пятнами, а пастель позволяла добиваться насыщенного цвета.

Талант Дега был оценён при жизни. "Голубые танцовщицы" были проданы за баснословную сумму - 60 000 франков. Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он считался отшельником, редко выходил из своей мастерской.

Картина "Голубые танцовщицы" почти всегда после написания находилась на территории России благодаря московскому купцу и коллекционеру Сергею Щукину. Ему удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства. Такой коллекции нет даже во Франции. Знаменитый художник Морис Дени, посетивший Москву в 1909 г., увидев "Голубых танцовщиц" в домашней галерее С.Щукина, так отозвался о ней: "В большом салоне - голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый".

 

Информация подготовлена Овчинниковой И.Н., заведующей отделом литературы по искусству.

Русский