ВЫСТАВКА ОДНОГО ШЕДЕВРА: БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ «КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ», 1918 г.

31.03.2021 | 1019 просмотра(ов)

(Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург)

Весной 1919 г. в Зимнем дворце, переименованном во Дворец искусств, открылась «Первая государственная свободная выставка произведений искусства». В ней участвовали более 300 художников, представители всех направлений. Это первая крупная выставка в революционном Петрограде. Залы дворца были заполнены новым зрителем: фабричными рабочими, матросами, бойцами только что родившейся Красной Армии. В центре стены, предоставленной академику живописи Б. Кустодиеву – «Купчиха за чаем». На открытии выставки художника не было. В течение последних трёх лет болезнь наполовину парализовала и приковала его к инвалидному креслу. Но странная вещь: чем сложнее болезнь и чем больше страданий в жизни художника, тем больше в его полотнах жизненных соков, света и цветов. И не случайно среди русских живописцев Б. М. Кустодиев (1878 - 1927) считается художником радости и счастья.

«Купчиха за чаем» причислена к вершинам творчества мастера в ряду работ художника в советское время. В центре картины – белотелая купчиха, восседающая за столом на балконе деревянного особняка, пьёт чай из блюдца. Она спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния, её движения плавны и неторопливы. Главная героиня – воплощение народного идеала: губки бантиком, чёрные брови, голубые глаза, румяные щёчки. В глубине картины художник изобразил на террасе ещё одно чаепитие у самовара – семейной пары, ведущей такую же сытую, спокойную, размеренную жизнь. Справа художник ввёл вид на гостиный двор и уравновесил оба края картины видами церквей.

Героиня картины – Галина Владимировна Адеркас, баронесса древнего клана XIII века. В то время девушка была студенткой I курса медицинского факультета, хотя на картине она выглядит старше и внушительнее, чем была на самом деле.

«Купчиха за чаем» - невероятно «вкусная» картина. Спелый красный арбуз, пышный румяный кекс, булочки, фрукты, красивый фарфор, большой самовар – всё это написано необычайно реально и осязаемо. Раскрашивая картину, художник насытил её сочным, густым и звонким цветом. Зелёные, синие, розовые краски пейзажа и натюрморта аккомпанируют плавным переливам глубокого коричнево-красного тона в платье женщины и синим аккордом её головного убора.

Б. Кустодиев был настоящим поэтом купечества. Купчихи в его творчестве – это богини, выразительницы мечтаний народа о счастье, сытости и достатке.

«Купчиха за чаем» в 1924 г. побывала на XIV Международной выставке в Венеции, а на следующий год была передана в Русский музей.

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, заведующей отделом литературы по искусству.

Русский