Удмурты Республики Марий Эл.

20.06.2020 | 2100 просмотра(ов)

А Вы знаете, что в Республике Марий Эл компактно проживают близкие родственники марийцев, которых сами марийцы называют «одо мари»? Конечно же, это удмурты – второй по численности финно-угорский народ в России (после мордвы), проживают, преимущественно, в Западном Приуралье. Численность удмуртов, согласно Всероссийской переписи 2010 г. - около 553 тысяч человек. Более 30 % из них проживают за пределами Удмуртии: в Башкортостане, Татарстане, Кировской области и др. Республика Марий Эл также стала родной для многих поколений удмуртов.

Завятские, или южные удмурты компактно проживают в Мари-Турекском районе республики (село Большой Карлыган, деревни: Малый Карлыган, Лом, Семеновка, Сизнер).

В Республике Марий Эл живет около 2 000 удмуртов. Общеизвестно, что народность, волею судьбы вынужденная проживать вдалеке от своей исторической родины, стремится сохранить свой язык, более трепетно относится к своей культуре, вопреки немалому влиянию языка и традиций других народов. Такое можно сказать и о карлыганских удмуртах.

Архивные документы, говорят о возникновении удмуртских поселений на территории Мари-Турекского района Республики Марий Эл два века назад. Подтверждает это и легенда, передаваемая из поколения в поколение в удмуртских семьях. Согласно этой легенде, в 1795 году некрещеный удмурт, старик из деревни Карлыган Казанской губернии, со своими сыновьями Романом и Игнатием поднялись по реке Арборке, дошли до трех ключей и решили здесь остановиться, обосновав починок с таким же названием, что и деревня, откуда они ушли.

Удаленность Карлыгана от основных мест проживания удмуртов привела к уникальной общности людей четырех национальностей – удмуртов, русских, марийцев и татар. Большинство жителей села и окрестных деревень знают все четыре языка, дружат и роднятся между собой.

При местном доме культуры с 1975 года работает фольклорный ансамбль «Зардон», имеющий звание народного. С 1996 года был открыт Центр удмуртской культуры, который ведет работу по сохранению и развитию культуры и языка удмуртского народа.

 

Важное место в жизни удмуртов занимают календарно-обрядовые праздники. Они, традиционно, связаны с важнейшими этапами сельскохозяйственных работ. Удмуртский праздник «Гыро́н быдто́н» является одним из праздников весенне-летнего цикла – молений удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия может иметь разные: «Гершыд», «Гербер». В Карлыгане праздник, проводимый после завершения весенней пахоты и сева яровых, называют «Гырон быдтон» (конец пахоты). Он устраивается в последние дни летнего солнцестояния, перед сенокосом.

«Гырон быдтон» проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. По поверьям удмуртов их Бог «Вӧсь» 1 июня из молитвенного храма «Куалы» улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы.

Как и в другие календарные праздники, сначала проходило общественное моление с чтением удмуртских молитв-заклинаний (куриськон) и жертвоприношением, затем проходило традиционное праздничное гуляние.

Гостей праздника угощают ритуальной кашей, которая варится на кострах, а также другими удмуртскими яствами. Национальный напиток «кумышка» гостям полагается пить из чаши, прикрепленной к концу посоха, который держит в руках хозяйка. Гость руками к чаше и посоху не прикасается, так что приходится выпивать «до дна». Как и в былые времена, «Гырон быдтон» – это место встречи родственников и друзей, место душевного отдыха.

 

В Республике Марий Эл дружно сосуществуют представители разных национальностей, почти у всех них есть свои традиционные праздники, которые отмечаются на республиканском уровне. Так проявляется уважение к традициям народов, что помогает сохранять межнациональный мир на земле, на которой мы живём.

Фотографии взяты из официальной страницы группы Карлыганского Центрального дома культуры сети Вконтакте.

 

Материал подготовила зав. отделом литературы на иностранных языках Смородинова Елена.

Русский