Театральное дело: организация и управление

19.03.2018 | 2171 просмотра(ов)

Проблема организации и управления в сфере театра всегда стояла очень остро. «В театральном искусстве вопросы творческие и организационные так взаимосвязаны, что, начиная разговор о творчестве, волей-неволей переходишь к организационным вопросам и наоборот», – писал театральный педагог, режиссёр Г. А. Товстоногов. Также невозможно переоценить заслуги Вл. Немировича-Данченко в деле организационного укрепления советского театра. Многие его труды и выступления посвящены вопросам театрального производства и управления. А уровень управления в театре зависит от того, кем оно осуществляется. Образованный и эрудированный руководитель театра должен обладать множеством качеств и умений, таких как: знание вопросов теории, истории театра, театральной критики, способность анализировать и умение дать оценку произведению искусства, знание экономики, театральной техники и технологии театрального производства, способность дать полезный совет в работе. Неисчерпаемыми источниками информации по проблематике управления и организации театрального искусства являются широко известные собрания сочинений, сборники статей, бесед, речей и писем К. С. Станиславского, Е. Б. Вахтангова, А. Я. Таирова, В. Э. Мейерхольда, Ю. А. Завадского и других деятелей искусства.

Уважаемые читатели! Отдел экономической литературы предлагает познакомиться с литературой по этой теме из фонда Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна.

Как продавать искусство : Сборник статей. Пер. с англ. – Новосибирск : Сибирский хронограф, 2001. – 196 с.

Одно из наиболее широко используемых руководств по маркетингу искусства. Для создания этой книги редактор Дж. В. Мелилло собрал вместе лучшие таланты Америки в этой области. Написанная профессионалами для профессионалов, эта книга, посвященная методам исследования рынка, а также планирования, выполнения и оценки эффективности маркетинговых программ в области искусства, научит вас, как наиболее эффективно действовать в жесткой конкурентной среде, используя опыт наиболее успешных американских продавцов искусства. Впервые книга «Как продавать искусство» была опубликована в 1983 г. В течение последних двенадцати лет тысячи ее экземпляров разошлись среди профессионалов, работающих в области искусства как в Соединенных Штатах, так и во многих зарубежных странах. До сих пор книги «Как продавать искусство» с закладками на разных страницах занимают почетное место на книжных полках артистов, администраторов художественных организаций и маркетинговых директоров. Кроме того, текст сборника служит основой для многих программ по обучению администраторов, специализирующихся на работе с творческими коллективами.

Книга популярна не только среди маркетологов и менеджеров в сфере искусства, но и среди ученых культурологов-искусствоведов, изучающих функционирование арт-рынка.

 

Дорофеева В. А., Исаков В. М. Основы управления театрально-творческими и образовательными организациями в сфере искусств : учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп. – СПб. : Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2013. – 301 с.

В пособии изложены основы подходов к управлению различными объектами культуры (театрами, студиями, учебными заведениями и т.д.), требования не только к их эффективному управлению, но и к организации управленческих процессов в них, прошедшие сложный путь своего исторического развития.

Уровень управления в театре зависит от того, кем оно осуществляется, какова степень неопределенности в деятельности кадров и ее организации, кто возглавляет театр. Более ста пятидесяти лет назад, в 1824 году Ф. А. Кони писал: «Я думаю, в целом мире нет управления труднее, многосложнее, замысловатее управления большим театром… Хороший директор театра стоит доброго министра. Его изучению и управлению подлежат и внутренняя и внешняя часть театра: артисты и публика… Для этого человека нужны только: сила душевная, долготерпение камня, проницательность базилиска, предвидение календаря, заботливость крота, трудолюбие пчелы, крепость дуба, расторопность кузнечика и любовь к искусству чуть ли не безумная».

Рассмотрены особенности художественного (балетного) образования. Предназначено для студентов, аспирантов и специалистов среды искусства, овладевающих управленческо-организационной квалификацией в этой актуальной области человеческой деятельности.

Асылмуратова А. А., Исаков В. М. Основы организации эффективных систем в театрально-концертной и образовательной сферах искусств : учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб : Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2013. – 237 с.

В пособии изложены основы подходов к организации различных объектов культуры (театров, студий, коллективов и т.д.), требования не только к их созданию и проектированию, но и требования к объектам организации, руководителям, менеджерам и другим организаторам сферы искусств и художественного образования. Также рассматривается вопрос современного подхода к управлению организациями.

Для студентов и аспирантов сферы искусств, овладевающих организационно-управленческой квалификацией в этой актуальнейшей области человеческой деятельности.

 

Франева Л. К. Основы менеджмента исполнительских искусств и культуры : учебное пособие. – СПб.: Изд-во ФГОУ ВПО «Академия Русского Балета им. А. Я. Вагановой», 2010. – 150 с.

Учебное пособие соответствует базовому курсу «Менеджмент исполнительских искусств», читаемому для студентов-менеджеров специальности «История и теория хореографического искусства» Санкт-Петербургской Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Основное внимание уделено современным разделам менеджмента в исполнительском искусстве и культуре: основам стратегического планирования, маркетингу, организационным проблемам, технологиям фандрейзинга, управленческому контролю и учёту. Пособие снабжено примерами и расчётами из практики российских и зарубежных организаций исполнительского искусства и культуры.

Предназначено для студентов (бакалавров и магистров), преподавателей высших учебных заведений и менеджеров организаций культуры и исполнительских искусств.

 

Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Маркетинг в сфере культуры : учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань» ; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 496 с.: ил. – (Учебник для вузов. Специальная литература).

За последние пять десятилетий радикально изменилось понимание маркетинга, его роли в общественном, социально-культурном развитии. Однако, несмотря на обилие литературы по маркетингу культуры, разработка ряда конкретных маркетинговых технологий и методик испытывает серьёзные затруднения. Во-первых, требуется демонстрация глубокой взаимосвязи маркетинга и современной культуры, их взаимная укоренённость друг в друге. И, во-вторых, необходимо раскрытие возможностей маркетинга в развитии сферы культуры, эффективной деятельности ее учреждений и организаций, успешной реализации конкретных проектов. Эти цели определили структуру и содержание данного пособия. В первой части рассматривается эволюция маркетинга, приведшая к выходу за рамки сугубо коммерческой деятельности, расширение его технологий на некоммерческую деятельность: сферу культуры, искусства, образования, политики, а также особенности социально-культурного маркетинга. Во второй части рассматриваются система и стратегии маркетинга, лежащие в основе принятия конкретных решений: типы и виды возможных стратегий, анализ зоны деловой активности, продвижение, стратегия реализации (сбыта). Особое внимание уделяется особенностям маркетинга в массовом обществе, оценке эффективности маркетинга, современным технологиям брендинга, маркетингу в социально-культурной сфере и социальному партнёрству.

Учебное пособие предназначено для студентов (бакалавров и магистров) высших и средних специальных учебных заведений культуры и искусства, всех интересующихся маркетингом социально-культурной сферы.

 

Тульчинский Г. Л., Герасимов С.В., Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры : учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань» ; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. – 384 с.: ил. – (Учебник для вузов. Специальная литература).

Специальные события являются социальной практикой, без которой немыслима культурная жизнь, культурные процессы. Концерт, спектакль, выставка, праздник – все это не что иное, как специально организуемое событие, выполняющее ряд социальных функций: от сугубо художественно-эстетических до коммуникативных и даже экономических.

В данной работе последовательно рассматриваются социальное значение и роль специальных событий в общественной жизни, их виды и формы, технологии подготовки и проведения. Особое внимание уделено интерактивной методике подготовки и проведения специальных событий, реализации их коммуникативного потенциала, развитию с их помощью социального партнёрства. Никакие пособия не могут обеспечить всей полноты профессиональной подготовки, особенно в такой тонкой и конкретной сфере, как специальные события. Поэтому данная работа вводит в поле event-профессионализма, знакомит с методами и содержанием, организацией и управлением этой деятельности, возможностями анализа её эффективности – не больше, но, как надеются авторы, и не меньше.

Издание предназначено для студентов (бакалавров и магистров) высших и средних специальных учебных заведений культуры и искусства, специалистов и всех интересующихся современными эффективными социальными технологиями.

 

Артьемева Т. В., Тульчинский Г. Л. Фандрейзинг : привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования : Учебное пособие. – СПб. : Издательство «Лань» ; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. – 288 с., ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

Технология привлечения средств из различных источников для реализации социального проекта принято называть фандрейзингом. В наше время эта деятельность приобрела настолько распространённый и даже массовый характер, что возникла необходимость в подготовке профессиональной среды, введения специальных курсов и практикумов. Настоящий курс ориентирован на получение практических знаний и навыков подготовки и реализации проектной работы, подготовки документации, сопроводительных материалов, необходимых для проведения успешной фандрейзинговой кампании. Особое внимание уделено анализу существующих возможностей финансовой поддержки проекта. Данное учебное пособие вводит в сферу этого профессионализма, знакомит с методами и содержанием фандрейзинга, организацией и управлением этой деятельности, возможностями анализа её эффективности.

 

Ульяновский А. В. Реклама в сфере культуры : Учебное пособие. – СПб. : Издательство «Лань» ; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. – 520 с.: ил. (+ вклейки, 16 с.) – (Учебники для вузов. Специальная литература).

Пособие посвящено видам, технологиям и вопросам организации современных рекламных коммуникаций. Рассматриваются особенности разработки рекламных сообщений в сфере культуры, правила применения позитивных мотиваций в рекламе культурных объектов, вопросы использования визуальной риторики как инструмента привлечения внимания и формирования интереса, особенности и правила создания вымышленных образов рекламы. Также содержится описание способов, средств, методов, инструментариев, отвечающих на вопросы «Как действовать?» и «Чем действовать?».

Издание предназначено для студентов высших и средних учебных заведений, проходящих подготовку по менеджменту, маркетингу и рекламе в сферах культуры и образования, специалистов и всех интересующихся современными рекламными технологиями.

Русский