РУБЕЖИ СЛАВЫ. БИТВА ЗА МОСКВУ

09.04.2020 | 1383 просмотра(ов)

В многовековой истории человечества есть события поистине решающего, судьбоносного значения. С полным основанием к ним можно отнести Великую Победу над гитлеровской Германией.

Как минимум трижды мир замирал в томительной тревоге по поводу судьбы войны.

Впервые – если бы немцам удалось в середине октября 1941 года войти в Москву и Ленинград.

Во второй раз – если бы в августе-сентябре 1942 года после Сталинграда немцы дошли бы до бакинской нефти, зашли бы за Москву с востока.

В третий раз – если бы Манштейну удалось пронзить Курский выступ в июле 1943 года. Мировая история пошла бы по иному пути.

Во всех этих трёх критических моментах определяющим фактором стала стойкость Красной Армии, боевой дух нашего народа.

Этим трём решающим моментам – трём величайшим битвам Великой Отечественной войны – посвящена экспозиция «РУБЕЖИ СЛАВЫ», которая разместилась в холле третьего этажа Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна.

В апреле текущего года экспозиция, ранее включавшая разделы о Сталинградской и Курской битвах, дополнились новым разделом – «БИТВА ЗА МОСКВУ». Здесь же размещена экспозиция «Выстоял! Сражался! Победил!», посвящённая блокаде города на Неве.

Битва за Москву отличалась от других сражений своим исключительным значением, жестокостью и упорностью, так как от неё зависел весь ход дальнейших событий. В этой битве в общей сложности участвовало больше 7 млн. человек. Это больше, чем в Берлинской операции, включенной в Книгу Гиннесса как крупнейшее сражение Второй мировой. На Москву противник бросил больше танковых и моторизованных дивизий, чем применил в мае 1940 года против Франции, Бельгии и Нидерландов вместе взятых. Советским войскам впервые удалось остановить массированное наступление немецких войск и создать предпосылки для дальнейшего контрнаступления.

С некоторыми материалами экспозиции мы хотели бы познакомить наших читателей в рубрике «РУБЕЖИ СЛАВЫ. БИТВА ЗА МОСКВУ».

Представляем первую публикацию рубрики «Как Кремль исчез на 4 года».

С первых дней Великой Отечественной Войны было ясно, что главной целью фашистов будет нападение на столицу с воздуха и уничтожение её главных стратегических объектов. Руководству страны нужно было любым способом уберечь от бомбардировок фабрики и заводы, объекты жизнеобеспечения, памятники культуры и, конечно, Кремль. Буквально в считанные дни с помощью архитекторов и художников удалось в полном смысле слова нарисовать новую Москву, в которой не было Кремля, а мосты, дома и дороги стояли совсем в других местах.

Возглавил проект художник-архитектор Борис Иофан. Под его руководством город просто преобразился, и с воздуха его было действительно не узнать.

В Москве, и в особенности вблизи Кремля, появились здания-призраки, которыми «застроили» все площади и парки. Силуэты многих сооружений изменили маскировочными сетками.

По всей Москве протянулись «новые» дороги, а настоящие разукрасили так, чтобы с самолетов были видны «крыши домов». Так с воздуха выглядела и Красная площадь. А через Москву-реку построили ложный мост.

Особо тщательно были «спрятаны» оборонные заводы, мосты (их выкрасили в чёрный цвет), нефтехранилища, водонапорные станции. Наряду с этим в разных частях города появились фальшивые предприятия с трубами, элеваторы, нефтебаза и даже фальшивый лагерь красноармейцев с палатками и фигурами бойцов. А ещё были псевдоаэропорты с муляжами самолётов.

Маскировка города очень затрудняла для фашистов нахождение тех или иных объектов и, конечно, сбивала с толку, учитывая то, что налёты они совершали обычно в тёмное время суток. Вражеские летчики тратили драгоценные минуты на то, чтобы подлететь поближе к фальшивке и, покружив над ней, разобраться, реальный это объект или нет. И часто во время таких замешательств они встречали огонь советских зениток.

Кремль выглядел, как жилой квартал. Все его здания были стилизованы под более современные, купола покрыты темной краской, звезды на башнях зачехлены. На кремлевских стенах художники нарисовали окна, а зубцы укрыли фанерными листами, которые имитировали крыши домов.

В то время, как тело Ильича было эвакуировано в Тюмень, сам Мавзолей расписали под старинный особняк. У здания усыпальницы появились фальшивые колонны и фальшивая крыша, а позади «усадьбы» возвышался «жилой дом».

Фантастический проект по исчезновению с лица Москвы Кремля сработал. Пятнадцать фугасных бомб разного калибра, более 150 зажигалок – Московский Кремль бомбили восемь раз, сбрасывали даже бочку с нефтью, но ни одного пожара, ни одного непоправимого разрушения. Правда, в конце победного 45-го комендатура Кремля столкнулась с другой проблемой – сделать Москву вновь златоглавой оказалось непросто – за четыре военных года краска въелась в купола.

 

Материал подготовила Колчина С.П., зав.отделом социально-экономической литературы.

Русский