Михайло Ломоносов – великий учёный России

10.11.2020 | 1141 просмотра(ов)

«…может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать»

М. Ломоносов

 

Всемирный день науки отмечается ежегодно 10 ноября. Праздник призван напомнить о важности роли науки в обществе и необходимости использования научно-технических достижений в интересах мира и развития на благо человеческой цивилизации.

Мировая наука знает немало имён выдающихся учёных из России. Особое место среди них занимает имя Михаила Васильевича Ломоносова – основоположника отечественной науки, первого русского учёного-энциклопедиста глобального уровня.

Советский учёный С. Вавилов утверждал, что в мировую историю Ломоносов вошёл как универсальный гений, по необъятности интересов превосходящий даже Леонардо да Винчи. В сферу интересов Ломоносова входили химия и физика, металлургия и горное дело, астрономия, география и этнография, народное просвещение, история, языкознание, ораторское искусство и поэзия, экономика и социология, организация науки и производства. Во всех этих направлениях деятельности он проявил выдающиеся знания и способности, завоевав мировую славу.

Михайло Ломоносов считал, что для эффективного развития России необходимо мыслить и действовать по-русски. Главную роль в познании мира Михаил Васильевич отводил языку. Он глубоко осознал связь языка и мышления с конкретным пространством и временем, рассматривал язык как живой, развивающийся организм, зависящий от миропонимания и нрава народа, среды его обитания, уровня развития техники, науки, культуры. Ломоносов писал: «Разум и слово есть хранители наших действий. А грамматика является первой предводительницей ко всем наукам».

Ломоносов был истинным творцом, созидателем, великим тружеником и патриотом России. Он оставил потомкам семь главных заветов:

 

Первый – служить народу и работать во благо Отечества, укреплять могущество России, наращивая его освоением Сибири, Севера и Космоса.

Второй – правильно выбирать модель развития России в соответствии с пространством и временем. Развивать науку, образование, культуру и экономику на основе Русского Ума и Русского Лада.

Третий – постигать истину и вести просвещение народа, создавая систему образования: обучение и воспитание молодого поколения на основе образов реальной действительности, тесной связи теории и практики.

Четвёртый – беречь и развивать русский язык как главную святыню русского народа, как основу познания и духовного сплочения народов России. Постигать русскую грамматику и риторику.

Пятый – сохранять связь времен и поколений. Не допускать фальсификации русской истории и унижения русского достоинства. Давать отпор русофобии, крепить дружбу народов России.

Шестой – развивать экономику России как единый народно-хозяйственный комплекс на основе единства науки и производства. Русская наука должна служить не получению презренного прибытка, а укреплению могущества России и благосостояния её народа.

Седьмой – проявлять отвагу и уметь постоять за себя и за Россию.

Велика роль М. В. Ломоносова в развитии просвещения и образования в России: по его многочисленным настоятельным просьбам и разработанному им проекту 25 января 1755 года императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об основании Московского университета, который с 1940 года носит имя учёного.

По утверждению ректора Московского государственного университета В. А. Садовничева, «…есть нечто общее, исповедуемое всеми, кто обращается к Ломоносову. Это общее заключается в том, что его именем, его суждениями и делами все непременно подчёркивают органичную связь и преемственность между историческим прошлым и настоящим, переживаемым Россией, важность её национальных традиций, их непреходящее нравственное значение для нашего народа».

 

В Национальной библиотеке имени С.Г. Чавайна заинтересованный читатель найдёт следующую литературу на данную тему:

  1. Ломоносов, М. В. Избранные произведения. В 2 т. / М. В. Ломоносов ; редкол.: С. Р. Микулинский (пред.) и др.; [предисл. С. Р. Микулинского] ; Акад. наук СССР, Ин-т истории естествознания и техники. – Москва : Наука, 1986.
  2. Павлова, Г. Е. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711–1765 / Г. Е. Павлова, А. С. Федоров ; отв. ред. Е. П. Велихов. – Москва : Наука, 1988. – 463 с.
  3. Ломоносов: патриот, творец, просветитель = Mikhail Lomonosov: Patriot, Creator, Enlightener : [сборник] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; [сост. : Г. В. Новикова] ; под ред. Н. Х. Розова. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 203 с.
  4. Перевезенцев, С. Михайло Ломоносов / С. Перевезенцев ; худож. Е. Орлов. – Москва : Белый город, 2004. – 48 с.
  5. Академическая наука в Санкт-Петербурге в XYIII-XX веках : ист. очерки / Рос. Акад. наук, С.-Петерб. науч. центр, Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова, С.-Петерб. фил.; отв. ред. Ж. И. Алферов. – Санкт-Петербург : Наука, 2003. – 604 с.
  6. Гранты в науке: накопленный потенциал и перспективы развития / науч. ред. А. Б. Петровский. – Москва : ПолиПринтсервис, 2014. – 438 с.
  7. Егошина, И. Л. Методология научных исследований : учеб. пособие / И. Л. Егошина ; Поволж. гос. технолог. ун-т. – Йошкар-Ола : Поволж. гос. технолог. ун-т, 2018. – 147

 

Материал подготовила Т. М. Крестикова, главный библиотекарь отдела естественно-научной и технической литературы

Русский