ИСТОРИЯ ГОРОДА В ФОТОГРАФИЯХ. Железнодорожные ворота Йошкар-Олы

24.09.2021 | 1068 просмотра(ов)

Вокзал, вокзал – начало расстояний,
Ты помнишь радость встреч и боль разлук,
И крепкие объятья сильных рук,
И горькие слезинки расставаний.

Татьяна Тарханова

Приезжая на поезде в другие города, первое, что мы видим, выходя из вагона, – вокзал. Это не только ворота города, но отчасти и его лицо. Сегодня взгляду прибывающих в Йошкар-Олу по железной дороге пассажиров открывается прекрасное здание в неоклассическом стиле. Его фасады украшает крупный горизонтальный руст (рельефная кладка или облицовка стен выпуклыми камнями) на половину высоты. Огромные арочные окна симметрично расположены по обе стороны от центрального входного ризалита (это часть здания, выступающая за основную линию фасада по всей высоте), по центру которого находятся действующие часы и рельефная надпись «Йошкар-Ола». Над ризалитом возвышается башенка со шпилем. Таков внешне наш железнодорожный вокзал. Но здание это не всегда было таким.

Строительство зданий вокзалов представляет собой своеобразную страницу в истории каждого города. И наш вокзал не исключение, его истории более чем девяносто лет.

К средине октября 1928 года строительство железной дороги «Зелёный Дол – Йошкар-Ола» протяженностью 104 километра было завершено. Республика получила железнодорожную связь с другими городами.

В ночь на 22 октября 1928 года к вокзалу на станции «Йошкар-Ола» прибыл первый пассажирский поезд. В газете «Марийская деревня» за 27 октября 1928 года было напечатано расписание движения грузопассажирских поездов с 21 октября 1928 года от станции «Йошкар-Ола» до станции «Зёленый Дол» и обратно.

В одиннадцатую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции в столице МАО отметили завершение строительства железнодорожной ветки «Зелёный Дол – Йошкар-Ола» митингом. Газета «Марийская деревня» в номере за 7 ноября 1928 года поместила объявление: «Демонстрация и митинг 7 ноября начнётся в 12 часов дня у здания вокзала. К вокзалу в это время подходит поезд... Все организации к 11 часам дня собираются к военному городку и оттуда под общим командованием к вокзалу».

В 12 часов со стороны Кокшаги послышались гудки. Заиграл оркестр. Когда поезд подошёл, начался митинг. После него желающие смогли осмотреть паровоз и вагоны.

К моменту прибытия первого поезда вокзал уже был построен и начал свою работу. В то время это было деревянное одноэтажное здание, которое стояло на открытом месте за городом. В нём находились касса, зал ожидания, служебные помещения, позднее появилась камера хранения.

Постепенно город строился, его южная граница приблизилась к вокзалу, и продолжение улицы Советской было спроектировано так, что она выходила к привокзальной площади. От неё был проложен первый пассажирский автобусный маршрут сначала до гостиницы «Онар» (она находилась на нечётной стороне улицы Советской южнее «Ленинского садика»), а позднее до аптеки № 1, где автобус разворачивался и возвращался на вокзал. Затем в средине 50-х годов маршрут продлили до хирургического корпуса республиканской больницы, где до сих пор сохранился поворотный круг. На этом месте в те годы город заканчивался, дальше были колхозные поля.

Деревянный вокзал в своём первоначальном виде простоял много лет и многое повидал. Сколько встреч, расставаний, надежд, свиданий он помнит! Каких людей он видел! Его стены пронизаны токами незримой энергетики человеческих чувств. К его платформе приходили эшелоны с эвакуированными. Здесь располагался эвакопункт. С вокзала отправляли новобранцев на фронт, здесь встречали вернувшихся с войны.

После войны началось восстановление разрушенного хозяйства, создавались типовые проекты строительства, которые использовались по всей стране.

Когда в 1955 году в городе было принято решение о строительстве нового каменного вокзала, то выбрали проект, разработанный в средине 40-х годов XX века известным архитектором Петром Фо́тиевичем Краси́цким (1906-1968).

Строительство шло ударными темпами, и пресса регулярно освещала ход работ. «Марийская правда» за 23 ноября 1955 года сообщала, что строительство вокзала завершено и заканчиваются отделочные работы. «Зал ожидания для пассажиров рассчитан на 400 мест. Есть комната матери и ребёнка, служебные помещения, вестибюль, буфет».

А в средине января новое здание вокзала было готово. Журналист С. Брыляков в статье «Удобно, красиво!.. Новый вокзал в Йошкар-Оле» («Марийская правда» 29.01.1956) так описывал его: «… Просторный зал с высокими окнами, красочными панно на стенах. Широкие, красивые диваны, какие можно увидеть в лучших вокзалах страны. ...люстры дают достаточный свет в ночное время. В вестибюле с вечера вспыхивает мозаичный плафон, освещая литую решётку балюстрады...».

Это было красивое здание классической архитектуры с одним асимметричным крылом, шестью огромными арочными окнами, тумбами ограждений и слуховыми окнами на кровле. Входные двери располагались в арочном проёме и вели в зал ожидания. Украшенная рельефом арка содержала выбитую на камне надпись «Йошкар-Ола». Над аркой располагалась круглая башенка со шпилем, увенчанным пятиконечной звездой (часов над входом тогда ещё не было, они висели на стене здания).

В новом помещении вокзала были предусмотрены разные удобства: комната отдыха, где пассажиры могли переночевать, комната матери и ребёнка, парикмахерская, буфет. Только кассы остались в старом здании. «Да, всё предусмотрено автором типового проекта вокзала т. Красицким. Недавно он побывал в Йошкар-Оле. Здесь встретился с людьми, воплотившими его планы в реальности. Вокзал построен коллективом Учдорстроя № 5 под руководством инженера Н. А. Коржова» («Марийская правда» 29.01.1956). Строительство вокзала, как написано в газете, обошлось в 1200 тысяч рублей (цена до реформы 1961 года).

В конце 70-х годов была проведена реконструкция улиц Советской и Волкова, в результате которой они слились у сквера Наты Бабушкиной в одну широкую красивую магистраль, выходящую к центру здания вокзала.

В 1984 году на месте первого деревянного вокзала, где находились кассы, по проекту института «Гипрокоммунстрой» было построено современное каменное крыло. Новая правая часть здания внешне стала точной копией левой. Даже в таких деталях, как лепные украшения.

Впечатлениями от преображённого здания вокзала поделился журналист А. Мышляев в статье «“Близнец” из кирпича» («Марийская правда» 24.02.1984): «В правом крыле – просторный зал ожидания, пять удобных стационарных касс продажи билетов и три – автоматические. Появилась камера хранения ручной клади, помещение для пассажиров с детьми. Всё это – это удобства для пассажиров».

В 2005 году здание было ещё раз реконструировано. Изменилось внутреннее пространство, оно приобрело современный вид, но при этом был сохранён первоначальный внешний облик этого памятника истории и культуры.

Сегодня когда-то одиноко стоявший на окраине вокзал располагается почти в центре города, окружённый многоэтажными домами, магазинами, зелёными зонами отдыха. От него можно легко дойти до главных городских достопримечательностей, а с надземного пешеходного перехода, ведущего через железнодорожные пути, можно полюбоваться с высоты и вокзалом и его окрестностями.

В часы посадки или прибытия состава на станции, как и прежде, становится шумно и многолюдно. И когда объявляют об отправлении поезда, у многих провожающих, возможно, возникает желание сесть в вагон и отправиться в путешествие. Но, постукивая колёсами, состав трогается, а вокзал и провожающие остаются. Поезда уходят и приходят, вокзал работает.

 

Материал подготовлен ведущим библиотекарем отдела редких книг и рукописей Н. О. Вершининой

Русский