ИМЕНИННИК ДНЯ. Д. И. Фонвизин, основоположник «сатиры кусательной»

14.04.2022 | 1110 просмотра(ов)

Театральная публика, как известно, капризна и непредсказуема. Иногда бросает на сцену цветы, а иногда – гнилые помидоры…

Так вот. В 1782 году на сцену Вольного театра Книпера к ногам актеров летели… не поверите – весомые кошельки с деньгами!!! Современные артисты частенько вспоминают этот исторический факт и с грустью вздыхают: «Жаль, что умерла такая хорошая традиция…»

А в тот день в деревянном театре Книпера на Царицыном лугу придворными актерами была впервые разыграна пьеса Фонвизина «Недоросль». По словам современников, «публика аплодировала пьесу метанием кошельков».

«Умри, Денис, - лучше не напишешь!» Считается, что эти слова после премьеры были сказаны Фонвизину Григорием Потемкиным. Впрочем,  некоторые исследователи опровергают этот факт, утверждая, что Потемкин не присутствовал на премьерном представлении, что его в это время и  в Петербурге-то не было. Да и к Фонвизину он относился, мягко скажем, не слишком благосклонно, чтобы дать такой восторженный отзыв…

Тем не менее, эта яркая фраза в разных вариантах повторяется во многих монографиях. Не преминули процитировать её и мы.

Именинник сегодняшнего дня Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) родился в Москве в дворянской семье. Уже в детские годы он получил от своего отца первые уроки отвращения к низкопоклонству и взяточничеству. Фонвизин-старший, человек бескорыстный и прямой, не терпел лжи, «ненавидел лихоимства и, будучи на таких должностях, где люди обычно наживаются, никогда никаких подарков не принимал…»  

И еще одно качество перенял юный Фонвизин от отца – нетерпимость к насилию. Позже писатель вспоминал, что «с дворовыми людьми батюшка всегда обходился с кротостью, но, не взирая на сие, в доме дурных людей не было. Сие доказывает, что побои не есть средство к исправлению людей». Многие черты характера отца нашли свое воплощение в образах положительных героев фонвизинских произведений.

Сам Фонвизин истово верил, что на русское дворянство возложена высокая миссия и высокие нравственные обязанности. Причина же всех общественных зол кроется именно в том, что дворяне забыли свой долг перед обществом.

Факты биографии сатирика достаточно скупы, но за ними скрывается полная внутреннего напряжения и богатейшего духовного содержания жизнь одного из самых смелых писателей XVIII века.

В литературный круговорот Фонвизин включился  в тот момент, когда Екатерина Великая всячески «заигрывала» с французскими просветителями, дружила и переписывалась с Вольтером и Дидро, поощряла интерес российских литераторов к идеям европейского Просвещения.

Уже в 25 лет Денис Фонвизин оказался в самой гуще общественной жизни. Острая наблюдательность, блестящие творческие способности и высокие нравственные принципы позволили ему стать одним из лучших писателей-сатириков своего времени. Он яростно обличал коррупцию, беззаконие в судах, расцветший махровым цветом фаворитизм, безнравственный облик вельмож …

Так что Фонвизин – это гораздо больше, чем его пресловутый Митрофанушка с фразой «Не хочу учиться, а хочу жениться!»

Когда на страницах «Современника», который лично контролировала Екатерина, Фонвизин опубликовал свои знаменитые «Вопросы, могущие возбудить в умных и честных людях особливое внимание», он тем самым бросил негласный вызов коронованной покровительнице журнала.

Императрице пришлось принять этот вызов. По ее ответам на предложенные публично «Вопросы» видно, что она прекрасно уловила их критическую направленность. Поначалу она либо отшучивалась, либо притворялась непонимающей, пытаясь снизить их остроту. Но ответы на каждый следующий нелицеприятный вопрос демонстрировали все более уязвленное самолюбие самодержицы и её растущее раздражение.

И вот уже вопрос под номером 14 вызывает гневную реакцию императрицы. Вопрос звучит так: «Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?»  Екатерина от прямого ответа ушла, но свою реплику снабдила откровенно угрожающим замечанием в том духе, что «не мешало бы некоторым писакам языки укоротить, а то врут много»...  

Отвечая на последний 20-ый вопрос: «В чем состоит наш национальный характер?», Екатерина ни слова не сказала про патриотизм русских людей, про их мужество, честность, верность долгу. Она потребовала от русского человека исключительно лишь «образцового послушания». А именно послушания и раболепной покорности она в Фонвизине и не видела. Он не соглашался, он спорил, а, значит, становился опасной силой.

Вполне понятно, почему императрица и ее фавориты, несмотря на их игры в либерализм и просвещенность, сильно недолюбливали Фонвизина. Императрица не простила сатирику дерзости и лично наложила запрет на публикацию его сочинений, устранив, по сути, его из литературы. Все последующие произведения писателя ходили только в списках, а в печати не появлялись.

Последние четыре года жизни Фонвизин тяжело болел, но не оставлял перо до самых последних дней.  

Из жизни писатель ушел в тот момент, когда Екатерина II, видя, что творится в Европе, напуганная развитием событий во Франции (Великая французская буржуазная революция!) обрушила жестокие репрессии на собственных «якобинцев» - российских вольнодумцев-просветителей. От былого либерализма императрицы не осталось и следа.

Посажен в крепость литератор и издатель Н.И.Новиков.

Скончался в «простудной горячке (а шёпотом передавали, что засечён до смерти) драматург Я.Б.Княжнин.

Арестован и сослан в Сибирь писатель А.Н.Радищев.

Наблюдая царские расправы над своими единомышленниками, одинокий, тяжело больной, затравленный цензурой, душевно надломленный Фонвизин ушел из жизни в возрасте 47 лет. Из жизни, но – не из русской литературы и не из памяти соотечественников.

Фигура Фонвизина присутствует рядом с другими великими русскими деятелями на знаменитом памятнике «Тысячелетие Руси» в Великом Новгороде. Комедия «Недоросль» не сходит с театральных подмостков.

Практически в каждом российском городе есть улица имени Фонвизина. И, что особенно приятно, когда в школе начинают изучать творчество Фонвизина, все экземпляры «Недоросля» из фонда Центра чтения расходятся по рукам! Есть надежда, что молодое поколение всё же приобщается к русской классике.

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

 

Русский