БЕСМЕРТНЫЙ КНИЖНЫЙ ПОЛК. Окопная правда «лейтенантской прозы»

06.04.2020 | 2162 просмотра(ов)

На рубеже 1950–60-х годов образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». Вчерашние бойцы, офицеры и солдаты рассказывали о своей войне, у них была своя «окопная правда». Рассказывая каждый о своём, все вместе они сумели создать полную картину грандиозного события. Без прикрас и ложного пафоса. Они считали, что не имеют права на ложь, потому что выжили и говорят от лица целого поколения, правдиво и искренне.

Предлагаем обзор пяти книг авторов «лейтенантской прозы», пропитанных воспоминаниями о фронтовой юности. Эти и другие книги можно взять на выставке «Бессмертный книжный полк» в Центре чтения.

 

Юрий Бондарев «Батальоны просят огня»

Началась «лейтенантская проза» с повести Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957). В её в основе – реальные события на днепровском плацдарме при освобождении Киева, участником которых был и автор. Два батальона с несколькими орудиями переправляются на противоположный, занятый немцами, берег Днепра и завязывают бой. Батальоны дерутся в полной уверенности, что главный удар будет нанесён именно здесь. Но наступления не будет. Не будет и обещанной артиллерийской поддержки. «Держитесь до последнего!» – приказал по радио комдив. И они держались 16 часов, оттянув на себя значительную часть немецких войск.

Главная проблема повести – противоречие между судьбой конкретных людей на войне и судьбой стратегической операции. Можно ли жертвовать жизнями отдельных людей ради общей цели? Можно ли оправдывать такую жертву? Эти проблемы Юрий Бондарев пытается решить на уровне конфликта Ермаков – Иверзев. Борис Ермаков – один из командиров батальона, отправленного на смерть. Он переживает гибель солдат как потерю родных людей. Последними усилиями Ермаков пытается вывести оставшихся из окружения, но почти все гибнут во время этого прорыва. «Я последний из батальона и остался один... Так разве это не смерть? И зачем я ещё живу, когда все погибли?» – думает он.

Совсем по-другому чувствует себя полковник Иверзев. Не задумываясь, он отправляет на смерть людей. Для него важна участь операции в целом, и он не видит ничего особенного в жертве двумя батальонами. И потому столкновение Ермакова с Иверзевым окажется неизбежным, ибо на войне бездушие, карьеризм, себялюбие оплачивается слишком дорогой ценой – ценой человеческих жизней. Не случайно старший лейтенант Орлов говорит: «Есть на войне, Ермаков, одна вещь, которую не прощаю: на чужой крови, на святом, брат, местечко делать».

Эту книгу вы можете прочитать по ссылкам:

https://www.bookol.ru/proza-main/sovetskaya_klassicheskaya_proza/66280/fulltext.htm

https://nice-books.com/books/proza/sovetskaja-klassicheskaja-proza/133339-yurii-bondarev-batalony-prosyat-ognya-redakciya-1.html

 

Виктор Курочкин «На войне как на войне»

Виктор Курочкин… Имя этого писателя знакомо, к сожалению, не всем. Курочкин знал войну не понаслышке, а был непосредственным её участником, артиллеристом. Через двадцать лет после окончания войны появилась его повесть с ярким, запоминающимся названием – «На войне как на войне», вошедшая в золотой фонд русской военной прозы.

Главный герой повести – командир самоходного орудия, молодой лейтенант. Писатель даёт ему простое имя – Саня, а фамилия его необычная – Малешкин. Маленький, юный, необстрелянный, неприметный – так мы можем понять замысел автора. И действительно, начиная читать это произведение, сразу удивляешься: кажется, как он, Малешкин, может кем-то командовать, если сам ещё почти ребёнок с детским, наивным, простодушным взглядом на жизнь? Герой попадает в нелепые ситуации, глупые и досадные, часто становится посмешищем для своих сослуживцев. Он по-детски обижается на всех, даже плачет «горькими, злыми слезами» и мечтает только о том, чтобы не отправили его в резерв.

И вот настал для танкиста Малешкина ответственный день: вступил его экипаж в схватку с врагом. Осознал всю важность младший лейтенант: и повзрослел, и поумнел сразу. Уверенно и хладнокровно отдавал приказы своим бойцам, подбивал «тигров» и сбылась его заветная мечта: его представили к званию Героя Советского Союза, и Саня стал настоящим боевым командиром. «Но …на войне как на войне: смерть – обычное дело, и – спустя два часа после боя – гвардии младший лейтенант Малешкин, командир самоходки, не успев привыкнуть к своему званию Героя, не поносив золотую звездочку, погиб, сраженный шальным осколком».

Виктор Курочкин искренне и правдиво рассказал о судьбе простого человека, молодого лейтенанта. Нет у автора развёрнутых батальных сцен, но совершенно ясно понимаешь главную его мысль: «на войне как на войне» и КАК В ЖИЗНИ – по-настоящему, без прикрас.

*Эту книгу вы можете прочитать по ссылкам:

https://nice-books.com/books/proza/sovetskaja-klassicheskaja-proza/134619-viktor-kurochkin-na-voine-kak-na-voine.html

http://lib.ru/PROZA/KUROCHKIN/nawojne.txt

 

Георгий Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»

Переживания и впечатления фронтовой юности легли в основу и повести Григория Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» (1979). Это рассказ о молодых лейтенантах, не вернувшихся с войны. Им приходилось отвечать и за себя, и за других, без каких-либо скидок на возраст. Попавшие на фронт со школьной скамьи, они, как сказал однажды Александр Твардовский, «выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке». Ведь это они, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулемётчиков, организовывали круговую оборону.

Одним из них был и Володя Третьяков, в образе которого писатель представил нам храброго, верного чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем ещё юношу. Характер лейтенанта выявлен через конкретные факты: сам голодный, делится пайком с девушкой; мог остаться при штабе, а идёт на передовую; чтобы убедить в безопасности других, рискуя жизнью, становится под мост. Жизнь солдат, исход операции зависят от его умения, терпения и рациональности действий. Он уверенно командует взводом, все беспрекословно выполняют его приказы, потому что за исход операции всю ответственность он берёт на себя. Третьяков запоминает все мгновения жизни – случайный поцелуй девушки, зимний свет за окном, ветку дерева под снегом. Война изменяет само ощущение жизни, где рядом и смерть, и счастье бытия, и красота. Гибель героя усиливает неповторимость и трагичность жизни.

Герой повести становится обобщённым образом всего поколения. Вот почему в заголовке стоит множественное число – девятнадцатилетние. Они навсегда останутся молодыми, «честными, чистыми мальчиками», отдавшими свои жизни в сражениях.

*Эту книгу вы можете прочитать по ссылкам:

https://www.bookol.ru/proza-main/o_voyne/4878/fulltext.htm

https://topreading.ru/bookread/189909-grigorii-baklanov-naveki-devyatnadcatiletnie

 

Вячеслав Кондратьев «Сашка»

Собирательный образ, в котором нашли своё отражение сотни тысяч простых ребят, оказавшихся один на один с ужасами войны, мы видим и в повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» (1979).

Вячеслав Кондратьев отправился на фронт, когда ему едва исполнился 21 год. В составе стрелковой бригады он отчаянно сражался за город Ржев, получил ранение, был награжден медалью «За отвагу». Воспоминания о военном лихолетье не оставляли писателя на протяжении всей жизни. И на пороге своего 60-летия, он решил рассказать о «своей» войне, чтобы воспоминания не канули в лету, а остались жить на бумаге.

В центре сюжета обычный сержант Сашка. Писатель не зря дал ему такое имя – сниженно-бытовая форма позволила сделать его близким читателям. На долю главного героя выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека. Ключевой вопрос: сможет ли человек остаться Человеком в нечеловеческих условиях? Одним из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов является пленение Сашкой немца. В пылу борьбы Сашкой движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека. Он достойно проходит испытание властью, не причинив вреда безоружному человеку и пообещав ему сохранение жизни. Не в силах выполнить приказ комбата и расстрелять беззащитного юношу, Сашка сам подставляет себя под удар.

В своём произведении автор выделил простую и старую, как мир, идею – нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не убивать в себе то доброе и светлое начало, заложенное в каждом человеке при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.

Эту книгу вы можете прочитать по ссылкам:

http://modernlib.net/books/kondratev_vyacheslav/sashka/read

https://www.litmir.me/br/?b=59843&p=1

https://rusneb.ru/catalog/000207_000017_RU_RGDB_BIBL_0000485031/viewer/?page=16

 

Евгений Носов «Красное вино победы»

В 1943 году 17-летним юношей Евгений Носов ушёл на фронт. Воевал солдатом-артиллеристом. Был ранен в последние дни войны на подступах к Кенигсбергу, что и нашло отражение в его рассказе «Красное вино победы» (1979).

В сюжете практически нет событий в привычном смысле слова: в серпуховском госпитале весной 1945 года оказываются раненые бойцы, которые ждут окончания войны. Бойцы, томясь в госпитале, страдая от неподвижности, от зудящих под гипсом ран, испытывают противоречивые чувства. С одной стороны, радость, потому что «дома наверняка будешь», с другой – «тоску и зависть», потому что «мат будут ставить» без них. Они жалеют, что не им выпало на долю брать Берлин, поставить точку в войне. Горечь потерь соседствует с радостью долгожданного наступления мира. А само ожидание радостной вести писатель рисует параллельно с изображением новой весны, расцвета природы. Именно она первой сообщает о победе.

Однако смерть успевает и в праздник ухватить своё. Умирает Иван Копёшкин, так и не пригубивший красного вина за Победу. И мы слышим в рассказе не только смех, ликующие крики, частушки, но и причитания вдов, беззвучный плач безрукого Михая. Нарисованная героем картинка для Ивана оживает, и мы видим женщину с тремя ребятишками, которые ещё не знают о своём сиротстве, ещё надеются на возвращение отца и мужа.

Красный цвет символизирует знамя, с которым солдаты шли в бой, это цвет крови, которую бойцы проливали за свою Родину. Красное вино – в честь Победы и в память об ушедших, о тех, кто остался на полях сражений.

Эту книгу вы можете прочитать по ссылкам:

https://azbyka.ru/fiction/krasnoe-vino-pobedy-sbornik-rasskazov/

https://dom-knig.com/read_45639-1

 

Материал подготовлен Н. В. Осокиной, главным библиографом информационно-библиографического отдела

 

* А так же эту книгу можно найти и прочитать в НЭБ (Национальной электронной библиотеке) доступ к которым открыт в секторе экономической литературы.

Русский