27 марта Всемирный день театра

27.03.2018 | 2212 просмотра(ов)

«Театр – высшая инстанция для решения

жизненных вопросов».

 

Александр Герцен

 

Немного истории

Первые упоминания о театре относятся к 497 году до н. э. Именно в этом году, согласно письменным источникам, в Греции в первый раз прошёл праздник, посвящённый богу Дионису. Специально для его проведения были построены деревянные подмостки, на которых перед зрителями выступали поэты, музыканты и певцы. Уже спустя несколько лет деревянные подмостки были заменены круглыми аренами, окруженными многоярусными зрительскими местами.

В 55 году до н. э. в Риме был построен первый каменный театр, на подмостках которого выступали актёры, декламировавшие стихи и исполняющие небольшие пьесы, такие «перепевы» древнегреческих легенд и мифов.

Театральные действа издревле любили и на Руси. Сначала они были связаны с языческими обрядами и религиозными праздниками. Но уже в рукописях XI века можно встретить первые упоминания о скоморохах, которые веселили честной люд на ярмарках и базарах. Первый же театр (балаган) в России появился во времена Петра I. В 1795 году в Москве открылся театр графа Николая Шереметьева, который сыграл огромную роль в формировании русской театральной школы.

Особого расцвета русский театр достиг в XIX-XX веках, подарив миру много великих актёров, режиссёров, драматургов. Россия по праву гордится такими именами, как К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, А. П. Чехов, А. Н. Островский, В. Э. Мейерхольд, М. С. Щепкин и многими другими.

Театр – это искусство, которое можно назвать коллективным. Это только непосвящённым кажется, что театр ограничивается сценой и актёрами, находящимися на ней. На самом деле закулисье скрывает массу людей, которые имеют различные театральные профессии.

 «Театр начинается с вешалки»!, но на самом деле начинается всё с капельдинера. Мы их называем билетёрами, они не только проверяют билеты, но и подготавливают зал к спектаклю, встречают зрителей.

Актёры – настоящие мастера перевоплощения. Они принимают образы других личностей, полностью вливаясь в их характер и качества. Театральная деятельность подходит не всем: актёрами могут стать только люди креативные, способные запомнить и воспроизвести большое количество информации. Совершенным должно быть всё – и голос, и интонация, и жесты. Эта профессия – одна из самых психологически сложных.

Суфлёр – это «подсказчик». Он следит за ходом репетиций и спектакля. А в случае необходимости шёпотом дает подсказки актёрам. А сидит этот человек или за кулисой, или в суфлёрской будке.

Мастер театральных превращений – гримёр. Он может превратить красавицу в чудовище и наоборот. В своей работе он использует грим, изготавливает парики и бороды.

Костюмер завершает сценический образ актёров. Он помогает подчеркнуть характер персонажа, его черты.

Художник начинает работу над костюмами с эскизов. Он оформляет весь спектакль. Профессия театрального художника очень многогранна. Он является дизайнером сцены, декоратором.

Светооператор – отвечает за работу светового оборудования. На сцене используются самые разные световые эффекты. Для всех световых эффектов светооператор использует специальное оборудование.

Заведующий труппой – этот человек принимает участие в распределении ролей, вносит предложения по составу труппы. Именно от этого человека зависит равномерная загрузка труппы.

Режиссёр театра определяет общую идею, которая и будет раскрыта в ходе спектакля. Этот творческий работник объединяет усилия всех остальных, именно он должен сплотить всех работников театра. Режиссёр театра – профессия непростая. Этот человек трактует пьесы согласно своему видению, так, что они звучат по-новому, заинтересовывают зрителей.

Существуют и другие театральные профессии: балетмейстер, бутафор, звукорежиссёр, постижёр, кукловод, балерина, стенограф, монтировщик, художник-постановщик и др.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми изданиями из фонда Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна.

 

Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны : док. хроника. 1741-1750. Ч. 2, вып. 2 / РАН, Науч. совет «История мировой культуры», М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания ; сост. Л. М. Старикова. – Москва : Наука, 2005. – 630 с.

Книга является уникальным собранием документальных материалов о театрально-зрелищной жизни России в первое десятилетие царствования Елизаветы Петровны. В ней, среди прочего, представлены переводы иностранных теоретических сочинений о театральном искусстве, практических руководств и драматических произведений, бытовавших в России в 1740-е годы, свидетельства тогдашней русской прессы о театре и зрелищах.

 

Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана = М. Шкетан лӱмеш марий кугыжаныш драме театр : посвящается 90-летию : [фотоальбом] / сост. А. И. Соловьева ; худож. С. И. Таныгин ; авт. вступ. ст. и науч. консультант Н. И. Кульбаева. – Йошкар-Ола, 2009. – 104 с.

Фотоальбом посвящён 90-летию Марийского национального театра им. М. Шкетана. Богатый иллюстративный материал знакомит читателя с яркими страницами истории этого драматического коллектива. Многие фотографии публикуются впервые.

Издание адресовано театроведам, историкам, краеведам, а также всем, кто любит театр и интересуется культурой многонациональной Республики Марий Эл.

 

Игра в театр : пьесы и сценарии / [Сергей Лукашин, Александр Чехонадский, Светлана Андреева, Ольга Мороз]. – Москва : Всерос. центр худож. творчества учащихся и работников НПО, 2010. – 159 с.

 

Куликова, Л. Российского театра Первые актёры. – Ленинград : Лениздат, 1991. – 334 с.

Книга посвящена старинному театральному Санкт-Петербургу. Рассказ о судьбе первых прославленных русских актёров – Ф. Волкова, И. Дмитревского, А. Яковлева, Е. Семёновой – дается на широком историческом фоне жизни столицы России XVIII – первой четверти XIX века.

 

Дмитриевский, В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики : от истоков до начала ХХ века / В. Н. Дмитриевский ; Рос. акад. наук, Федеральное агентство по культуре и кинематографии Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2007. – 325 с.

Монография представляет собой историко-культурологическое исследование, посвящённое становлению и развитию отношений театра и зрителя, понимаемого широко как диалог художника и публики, искусства и общества. Проблема рассматривается на материале истории и развития социального функционирования отечественного театра, начиная от его корневых истоков и кончая моделями театрального взаимопонимания.

Книга адресована как специалистам, так и кругу читателей, интересующихся историко-культурологическими проблемами художественной жизни.

 

Русский